Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

кой Толстой видел не только в том, что они развивают физи­ ческие силы и способности. Занятия физической культурой и спортом были для Толстого одним из средств самосовершен­ ствования, самовоспитания, способствующих борьбе с ленью, праздностью, трусостью, «нежничеством». В дневнике от 25 марта 1851 года есть такая запись: «На гимнастике не прошел по переплету (трусость) и не сделал ни одной штуки оттого, что больно (нежничество)... до колымажного двора не дошел пешком, нежничество». Повседневная тренировка с юношеских лет, серьезное от­ ношение к делу физического совершенствования не замедли­ ли сказаться на росте двигательных способностей Толстого: он стал хорошо кататься на коньках, стал хорошим наездни­ ком, фехтовальщиком, гимнастом, шахматистом, быстро ов­ ладел уже в преклонном возрасте ездой на велосипеде, был отличным охотником, много времени уделял Лев Николаевич игре в теннис и городки, ходьбе на лыжах, пешеходным про­ гулкам. Из всего изложенного выше вытекает вывод, что во всех вопросах жизни, .когда дело касалось режима дня, занятий фи­ зическими упражнениями и спортом, Л. Н. Толстой решал эти вопросы под углом зрения задач самосовершенствования, са­ мовоспитания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=