Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
сдавать экзамены», а не приобретать научные зна ния, формальный подход к выявлению качества и оценки знании ученика. Текущий опрос, состоящий в пристрастном и жестоком выспращивании у ученика того, чего он не усвоил или не смог вызубрить и по строенное на принципе индивидуализма и конкурен ции, расценивался Толстым как насилие над лич ностью ребенка. Особенно остро критиковал он су ществовавшую практику экзаменов по вопросам («билетам») как бессмысленную и вредную. Экзаме ны, проводимые таким способом, уДверждал Толстой, не способствуют выявлению объективных знаний уче ника или студента и всегда чреваты случайностями, т. к. невозможно в считанные минуты определить дей ствительный уровень знаний каждого. Главное же зло он видел в том, что экзамены по вопросам толка ют ученика (студента) на единственный способ рабо ты—заучиванию катехизическим порядком готовых и наиболее угодных экзаменатору ответов. Вопрос о природе контроля за знаниями, в частности, экза менов, остается пока что слабым местом учебного процесса и в наше время и к замечаниям Толстого в этом плане следует проявить пристальное внимание. Как уже было сказано выше, в принципе Толстой не был против контроля за знаниями ученика, даже в форме экзаменов. Однако в существовавшем виде он признавал в них только зло как для отдельного уче ника, так и для общества. И поскольку никто iie раз работал действительно объективной, педагогически целесообразной методики контроля за знаниями. Толстой считал единственно правильным полное от рицание такой формы экзаменов. При этом следует признать, что одновременно со справедливой крити кой отрицательного он не сумел рассмотреть элемен тов прогрессивного в поисках решения проблемы контроля за качеством усвоения знаний в практике передовой части учителей, ученых и методистов того времени. Всякий опрос, всякий контроль в учебном про цессе, в справедливом понимании Толстого, призван выполнять лишь подчиненную, вспомогательную, служебно-методическую роль и не претендовать на свое главенство- Систематический и, главное, органи- 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=