Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

сдавать экзамены», а не приобретать научные зна­ ния, формальный подход к выявлению качества и оценки знании ученика. Текущий опрос, состоящий в пристрастном и жестоком выспращивании у ученика того, чего он не усвоил или не смог вызубрить и по­ строенное на принципе индивидуализма и конкурен­ ции, расценивался Толстым как насилие над лич­ ностью ребенка. Особенно остро критиковал он су­ ществовавшую практику экзаменов по вопросам («билетам») как бессмысленную и вредную. Экзаме­ ны, проводимые таким способом, уДверждал Толстой, не способствуют выявлению объективных знаний уче­ ника или студента и всегда чреваты случайностями, т. к. невозможно в считанные минуты определить дей­ ствительный уровень знаний каждого. Главное же зло он видел в том, что экзамены по вопросам толка­ ют ученика (студента) на единственный способ рабо­ ты—заучиванию катехизическим порядком готовых и наиболее угодных экзаменатору ответов. Вопрос о природе контроля за знаниями, в частности, экза­ менов, остается пока что слабым местом учебного процесса и в наше время и к замечаниям Толстого в этом плане следует проявить пристальное внимание. Как уже было сказано выше, в принципе Толстой не был против контроля за знаниями ученика, даже в форме экзаменов. Однако в существовавшем виде он признавал в них только зло как для отдельного уче­ ника, так и для общества. И поскольку никто iie раз­ работал действительно объективной, педагогически целесообразной методики контроля за знаниями. Толстой считал единственно правильным полное от­ рицание такой формы экзаменов. При этом следует признать, что одновременно со справедливой крити­ кой отрицательного он не сумел рассмотреть элемен­ тов прогрессивного в поисках решения проблемы контроля за качеством усвоения знаний в практике передовой части учителей, ученых и методистов того времени. Всякий опрос, всякий контроль в учебном про­ цессе, в справедливом понимании Толстого, призван выполнять лишь подчиненную, вспомогательную, служебно-методическую роль и не претендовать на свое главенство- Систематический и, главное, органи- 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=