Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
стого, Н. Д. Левитов подчеркивает следующие мо менты: «а) у каждого человека возможно появление но вых черт характера; б) характер определяется частотой проявления той или другой черты; в) люди могут быть по своему характеру не по хожи на себя, т, е. проявлять себя несоответственно своему характеру; г) даже при непохожести на себя люди сохраняют известную ценность» Итак, можно сказать, что в диалектике устойчи вого и изменчивого в характере немалая роль при надлежит психическим состояниям. Следовательно, психические состояния — это не только движения личности, не только ее повороты, но и приобретение ею новых свойств, которые побуждают личность к открытию новых сторон действительности. Ведь ду ховный рост человека неотделим от пересмотра сло жившихся представлений о мире. Внутренний духов ный подъем, испытываемый Нехлюдовым, позволяет ему яснее, глубже видеть жизнь людей. События, действия, само содержание жизни раскрывается пе ред ним в новом свете. «Нынче же, удивительное де ло, все в этом доме было противно ему — все, начи ная от швейцара, широкой лестницы, цветов, лакеев, убранства стола до самой Мисси, которая нынче ка залась ему непривлекательной и ненатуральной. Ему неприятен был и этот самоуверенный, пошлый, либе ральный тон Колосова, неприятна была бычачья, са моуверенная, чувственная фигура старика Корчагина, неприятны были французские фразы славянофилки Катерины Алексеевны, неприятны были стесненные лица гувернантки и репетитора, особенно неприятие было местоимение «ему», сказанное о нем...» (13, 94). Противоречивые состояния, отражающие неодно родные переживания Нехлюдова, возникают постоян но, сопровождая различные обстоятельства жизни ' Н. Д. Л е в и т о в. О психических состояниях человека. .М.. ♦Просвещение», 1964, стр. 192. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=