Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

ациях, и при этом в течение продолжительного пе­ риода времени, можно судить и о характере данного человека. Безусловно, Нехлюдов — самый сложный из всех персонажей — человек незаурядной душевной орга­ низации, застигнутый катастрофой, находящийся в периоде кризиса, ломки. Особые события в жизни, наивысшее напряжение умственных и нравственных сил, беспощадная откровенность, настойчивые поиски ответов на волнующие вопросы в значительной мере раскрывают своеобразие его психологии. Вот почему в развитии внутреннего мира героя наблюдаются рез­ ко обозначенные сдвиги, и это обстоятельство дает нам возможность с достаточной полнотой объяснить сам характер и структуру психических состояний Не хлюдова. А они даны Толстым как своего рода кур­ сив, выделяющий точки наибольшей концентрации духовной энергии. «И он вдруг понял, что то отвраще­ ние, которое он в последнее время чувствовал к лю­ дям, и в особенности нынче, и к князю, и к Софье Васильевне, и к Мисси, и к Корнею, было отвращение к самому себе. И удивительное дело: в этом чувстве признания своей подлости было что-то болезненное и вместе радостное и успокоительное» (13, 105). С особой тщательностью и полнотой рисует Тол-^ стой состояния, относящиеся к эмоциональной, ин­ теллектуальной и волевой сфере героя. При сильном возбуждении, в моменты высшего напряжения сил. неудовлетворенности собой или окружающими возни­ кают наиболее ярко выраженные эмоции. Они часто представляют из себя сложную гамму противоречи­ вых и одновременно развивающихся чувств: и неопре­ деленное чувство стыда и неловкости, и смутные на­ дежды, и страх, и огорчение, и радость, и жалость: «...в душе его боролись два чувства — зла и добра: оскорбленной гордости и жалости... Но вдруг в одно и то же время он почувствовал себя виноватым и по­ жалел ее...» (13, 311). Или же в периоды напряженности мысли, умст­ венных исканий, раздумий возникают психические состояния, относящиеся к интеллектуальной, позна­ вательной сфере. Это более обобщенные состояния, включающие и выводы ума и теоретические обобще­ 9 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=