Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

ужасом подумал Нехлюдов, чувствуя, как кровь при­ ливала ему к лицу. «Узнала»,— подумал он. И Не­ хлюдов как бы сжался, ожидая удара. «Ах, скорее бы»,— думал он. «Нет, это невозможно так оста вить»,— проговорил сам с собой Нехлюдов... Подобные состояния обычно дают толчок очень сложным противоречивым чувствам. Собственно с них начинаются те сдвиги в душе Нехлюдова, которые в конечном счете ставят его на путь критического отно­ шения к себе и другим. И все последующие состоя­ ния, часто выражаемые внутренними монолргамп героя и комментариями автора, дают возможность следить за очень сложными психическими процессами у Нехлюдова, формирующего новое нравственное по­ нимание жизни. Л. Н. Толстой, как и многие другие писатели, не­ редко описывает и анализирует психические состоя­ ния героя прежде всего для характеристики его лич­ ности или же для обозначения необычности ситуации, в которой герой чувствует и ведет себя необычным образом. И эти описания в романе помогают рас­ крыть реальные стремления, помыслы героев, открыть существенные стороны психологического облика ге­ роя, прежде всего потому, что психические состояния, как известное синтетическое явление, отражают жизнь личности в данный момент. Обычно в психиче­ ских состояниях заключено известное беспокойство, взволнованность и они свидетельствуют об измене­ ниях, противоречиях в душе человека, о чем-то не­ обычном в его психической деятельности. Эти состоя­ ния приводят к новому отношению к жизни, оказы­ вают значительное влияние на всю психическую деятельность героя. «...Он почувствовал, что теперь, сейчас, совершается нечто самое важное в его душе, что его внутренняя жизнь стоит в эту минуту как^бы на колеблющихся весах, которые малейшим усилне.м могут быть перетянуты в ту или другую сторону. И он сделал это усилие...» (13, 153). Многие характеры сложны, динамичны, противо­ речивы, этими же особенностями отличаются соответ­ ствующие им психические состояния. Поэтому, на­ блюдая лишь за психическими состояниями человека как в привычных, так и необЕдчиых для него ситу­ 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=