Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
самого на себя, на свое раскаяние; теперь ему просто было страшно» (13, 170) Обилие эмоциональных состояний придает всему произведению определенную взволнованность и не сколько тревожный колорит. Вообще выражения «ужасно», «странное чувство тоски», «сознание своего бессилия и разлада со всем миром», «нравственное чувство тошноты», «мучительное чувство стыда» — создают не просто эмоциональный фон, но звучат как настойчивый лейтмотив, определяющий наше впечат ление, вызывая взволнованную заинтересованность, заставляя переживать, негодовать, радоваться и сом неваться. Действительно, одной из особенностей Толстого- художника является умение с необычайной простотой показать душевное состояние героя и так показать, что мы начинаем жить жизнью героя, волноваться, сопереживать. Он становится нам более близким и понятным. Проникая в самые сокровенные тайники че ловеческой души. Толстой стремится открыть во внутреннем мире человека его основные начала, то поверхностное и глубинное, те элементарные побуж дения, из которых в дальнейшем формируются пси хические состояния, ибо при раскрытии образа неиз бежно возникает вопрос о психических состояниях, которые влияют на поведение и характер личности Первоначально это смутные, еще не оформившие ся побуждения, состояния внутреннего беспокойства, волнения. Вот состояние, полное поэтической преле сти юношеской души, свободной от чувственного вле чения, с внутренним подъемом, воодушевлением: «Часто по ночам, в особенности лунным, он не мог спать только потому, что испытывал слишком боль щую волнующую радость жизни, и, вместо сна, иног да до рассвета ходил по саду с своими мечтами и мыслями» (13, 46). Часто эти состояния смятения, еще не оформив шиеся в определенный вывод или чувство, выража ются тревожными мыслями: «Неужели узнала?» — с > Везде ссылки на Собрание сочинений Л. И. Т о л с т о г о н 14 тома.х, М., Гослитиздат, 1952— 1953. В тексте указан том м страница. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=