Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА (Роман Л. Н. Толстого «Воскресение») В. В. МИРОНЕНКО (Крымский государственный педагогический институт им. М. В. Фрунзе) Всякий раз, когда мы обращаемся к произведе­ ниям Л. Н. Толстого, мы вновь испытываем ту взвол­ нованность и воодушевленность, что вообще дарит нам великое произведение искусства. И это в полной мере относится к шедевру русского и мирового кри­ тического реализма — социально-психологическому роману «Воскресение». Отдаваясь анализу произведения, мы всецело по­ гружаемся в волнующие события, отражающие пси­ хологические коллизии героев. И это неизбежно, по­ скольку все произведение, посвященное сложной к напряженной жизни героев, каждая глава раскры­ вает мпр сложных человеческих страстей и отно­ шений. Различными духовными сдвигами отмечена жизнь героев романа. В особой степени это относится к центральному образу — князю Нехлюдову, который переживает бурное нравственное возрождение, духов­ ное просветление, вызванное глубоким, полным дра­ матизма потрясением. «Да, так вот оно что. Вот что»,— думал Нехлюдов... только теперь вполне по­ нимая всю вину свою. Если бы он не попытался за­ гладить, искупить свой поступок, он никогда бы не почувствовал всей преступности его; мало того, и она бы не чувствовала всего зла, сделанного ей. Только теперь это все вышло наружу во всем своем ужасе... Прежде Нехлюдов играл своим чувством любования 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=