Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА (Роман Л. Н. Толстого «Воскресение») В. В. МИРОНЕНКО (Крымский государственный педагогический институт им. М. В. Фрунзе) Всякий раз, когда мы обращаемся к произведе ниям Л. Н. Толстого, мы вновь испытываем ту взвол нованность и воодушевленность, что вообще дарит нам великое произведение искусства. И это в полной мере относится к шедевру русского и мирового кри тического реализма — социально-психологическому роману «Воскресение». Отдаваясь анализу произведения, мы всецело по гружаемся в волнующие события, отражающие пси хологические коллизии героев. И это неизбежно, по скольку все произведение, посвященное сложной к напряженной жизни героев, каждая глава раскры вает мпр сложных человеческих страстей и отно шений. Различными духовными сдвигами отмечена жизнь героев романа. В особой степени это относится к центральному образу — князю Нехлюдову, который переживает бурное нравственное возрождение, духов ное просветление, вызванное глубоким, полным дра матизма потрясением. «Да, так вот оно что. Вот что»,— думал Нехлюдов... только теперь вполне по нимая всю вину свою. Если бы он не попытался за гладить, искупить свой поступок, он никогда бы не почувствовал всей преступности его; мало того, и она бы не чувствовала всего зла, сделанного ей. Только теперь это все вышло наружу во всем своем ужасе... Прежде Нехлюдов играл своим чувством любования 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=