Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

нию Толстого, были «необычайные». Причину этой «необычайности» успехов Толстой объяснял близо­ стью учителя к ученику, добросовестностью и серьез­ ностью отношения к долгу учителя. Он считал, что «результаты учения в этих школах не хуже и иногда лучше, чем в школах учителей в 300 рублей жалованья, учащих по усовершенство­ ванным способам» (62, 168). В итоге личного озна­ комления с постановкой обучения в ряде школ Тол­ стой отмечает: «В 4-х таких школах», где учительст­ вуют подготовленные в Ясной Поляне крестьяне, «открытых 2 V 2 месяца, все ученики (до 30) пишут, читают и знают сложение и вычитание» (62, 168). Многолетний опыт приводит Толстого к выводу, что подготовка, или, как он говорил, «образование учи­ телей из крестьян домохозяев», должна проводиться «не в учительских семинариях, где крестьяне утрачи вают и простоту привычек и простоту приемов и язык», а в хороших школах, где они могли бы зани­ маться практически, т. е. на практике изучать все необходимое для будущей их деятельности в качестве учителей. Наряду с этим, в целях систематического усовершенствования преподавания и педагогического мастерства он рекомендовал, чтобы в этих школах учителя получали и «указания для своего дальней­ шего самообразования». При сложившихся обстоя­ тельствах это «есть единственный и самый светлый и радостный выход из того тупого переулка, в который несоответственные требования от школы и незнание и нежелание знать народ завели дело народного об­ разования» (12, 169). Кроме того, необходимо было, по мысли Толстого, для контроля и помощи подчи­ нить все новые возникшие школы «прежним более или менее надежным учителям, получающим по 25 р. в год за каждую подведомственную школу и обязанным раз в неделю посещать школу после 2-х часов» (62, 167). Толстой не ограничился подготовкой учителей в самих школах, он решил создать у себя в Ясной По­ ляне двухгодичные педагогические курсы, назвав их «университетом в лаптях». «Пусть будет университет в лаптях»,— высказал он как-то свою заветную мысль, желая создать специальную педагогическую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=