Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
они не только не отставали от своих сотоварищей, но и могли помогать в обучении их. С помощью такой системы подготовки Толстой по лагал разрещить проблему сельского учителя. Для сельских учителей Крапивенского уезда он создал в Яснополянской щколе практическую педагогическую семинарию. Срок стажировки длился от недели до месяца. В педагогическом соверщенствовании учите лей был заинтересован и уездный училищный совет, который содержал их. Для полного разрещения проб лемы обеспечения учителями школ уезда училищный совет обратился через волостные правления с предло жением «всем хорошо грамотным молодым крестья нам, желающим занять место учителя, заявлять себя училищному совету» ’ . Л. Н. Толстой отмечал, что если бы еще открылись в селах новые школы, то в эти школы можно было бы в качестве учителей пригласить молодых крестьян, заявивших о своем желании учить детей. Знания этих претендентов на замещение учительских мест, заме чал Л. Н. Толстой, почти всегда одинаковы: беглое чтение (русское и славянское), более или менее, но всегда безграмотное письмо под диктовку и механи ческие знания четырех правил арифметики. Если та ким учителям не более 25 лет, они из хорошей семьи и хорошего поведения, можно было, по мнению Тол стого, удовлетвориться этими знаниями и даже мень шими, но внушать этим крестьянам, что так как они пишут безграмотно, им следует поучиться арифмети ке, писать с книги и под диктовку. Для усовершенст вования знаний новых молодых учителей из крестьян Толстой оставлял при Яснополянской школе. Здесь в утренние часы они практиковались в приемах обу чения грамоте, а по вечерам занимались с учителем арифметикой и письмом, отчасти, смотря по их спо собностям и желанию, и грамматикой. Срок подготовки таких учителей в школе был раз личный: от нескольких дней до трех недель. До 20 школ в уезде руководились учителями с такой подго товкой. Некоторые из школ существовали два с поло виной месяца, и результаты их работы, по утвержде- > «Дневник В. Ф. Л а з у р с к о г о » (запись 18 июля 1894 г ). «Литературное наследство», т. 37—38, 1939, стр. 467.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=