Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
учебных книг: «Азбуки», «Новой Азбуки», «Книг для чтения». Мастерство обучения и воспитания Толстой не мы слил без искусства слова учителя, без точного, образ ного языка любой учебной книги. «Простота, крат кость и ясность есть высшее совершенство» (30, 349) языка вообще, речи учителя в частности. Это качество языка приобретается в первую очередь огромным трудом. Толстой обратил внимание на тот факт, что простота, ясность — это глубоко народные качества языка, они органически связаны и с умственной, и с нравственной сторонами человека. «Совершенно понятным и простым языком ничего дурного нельзя будет написать.— говорил он.— Все безнравственное представится столь безобразным, что сейчас будет отброшено, все сектаторское — проте стантское ли, хлыстовское ли явится столь ложным, если будет высказано без непонятных фраз, все сколько-нибудь положительное, популярно-научное, но не серьезное и, большею частью ложное... тоже без фраз, а выраженное понятным языком, покажется столь глупо и бедно, что тоже откинется...» ' Этот принцип Толстой последовательно реализо вал в своей практической и научно-методической ра боте в школе. По отзыву крупного советского методи ста С. П. Редозубова, Толстой применительно к свое му методу составил «Азбуку», «не превзойденную никем по простоте и занимательности материала и по систематичности расположения слоговых трудно стей» 2. Крайне плодотворной представляется мысль Толстого о том, что методы, приемы, формы обуче ния — это производная сторона процесса обучения Об их эффективности можно говорить только в связи с конкретным содержанием, задачами, формами и способами обучения и воспитания: насколько они со ответствуют друг другу и составляют «одно нераз рывное целое» (30, 116). Вся практика Яснополян ской школы показывала, что стремление Толстого проводить занятия теми или иными методами цели- ■ П. Б и р ю к о в . Биография Льва Николаевича Толстого, т. 2, стр. 132— 133. 2 С. П. Р е д о з у б о в . Краткий историко-критический обзор методов обучения грамоте в русской школе, стр. П. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=