Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

педагогике Толстой считал неотделимыми. Взгляд этот сам по себе не принадлежит исключительно Тол­ стому. И до него (у Я. А. Коменского, Г. Песталоцци, А. Дистервега) и почти одновременно с ним (у К. Д. Ушинского) мы отмечаем стремление выдаю­ щихся педагогов подчеркнуть наличие элемента ис­ кусства в педагогике. Но никому ни до, ни после, кро­ ме А. С. Макаренко, не удалось с такой силой, убеди­ тельностью так близко подойти к проблеме единства этих двух сторон в педагогике — науки и искусства,— как это удалось Толстому. Все его педагогическое наследие показывает, что умаление значимости одной из них разрушает данную область познания и практи­ ческой деятельности, делает их безрезультатными. Но если первая сторона в педагогике — теоретиче­ ская, научная — в большей мере является объектив­ ной, вторая ■— сторона искусства — в большей мере субъективна. Педагогические, психологические, со­ циальные, философские законы, законы языка, мате­ матики, физики, химии, биологии и других наук, на­ шедших свое отражение в процессе воспитания и обу­ чения, действуют на свой объект (ребенка) не только непосредственно, но и главным образом через воспи тателя-учителя. И в силу их субъективного преломле­ ния они действуют на учащихся по-разному, с разной силой и результатом. В чем же видел Толстой проявление элементов ис­ кусства в педагогике, каков критерий педагогического мастерства в его понимании? Резко выступая против господствовавших в его время педагогических догма­ тов как за рубежом, так и в России, он отрицал схо ластическую, абстрактную педагогику, оторванную от передового опыта, стоящую в стороне от эксперимен­ тального поиска, равнодушную к центральному пред­ мету своего исследования — ребенку. А именно такая «педагогика» в виде официальных государственных учебных планов, программ и учебников по педагоги­ ке, различных методических руководств и многочис­ ленных циркуляров Министерства просвещения да­ вило на школу, на учителя своими мертвыми, отор­ ванными от жизни правилами, требованиями, рекомендациями. Имея в виду именно такую «педа­ гогику» и отрицая ее. Толстой вместе с тем ратовал 73

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=