Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
педагогике Толстой считал неотделимыми. Взгляд этот сам по себе не принадлежит исключительно Тол стому. И до него (у Я. А. Коменского, Г. Песталоцци, А. Дистервега) и почти одновременно с ним (у К. Д. Ушинского) мы отмечаем стремление выдаю щихся педагогов подчеркнуть наличие элемента ис кусства в педагогике. Но никому ни до, ни после, кро ме А. С. Макаренко, не удалось с такой силой, убеди тельностью так близко подойти к проблеме единства этих двух сторон в педагогике — науки и искусства,— как это удалось Толстому. Все его педагогическое наследие показывает, что умаление значимости одной из них разрушает данную область познания и практи ческой деятельности, делает их безрезультатными. Но если первая сторона в педагогике — теоретиче ская, научная — в большей мере является объектив ной, вторая ■— сторона искусства — в большей мере субъективна. Педагогические, психологические, со циальные, философские законы, законы языка, мате матики, физики, химии, биологии и других наук, на шедших свое отражение в процессе воспитания и обу чения, действуют на свой объект (ребенка) не только непосредственно, но и главным образом через воспи тателя-учителя. И в силу их субъективного преломле ния они действуют на учащихся по-разному, с разной силой и результатом. В чем же видел Толстой проявление элементов ис кусства в педагогике, каков критерий педагогического мастерства в его понимании? Резко выступая против господствовавших в его время педагогических догма тов как за рубежом, так и в России, он отрицал схо ластическую, абстрактную педагогику, оторванную от передового опыта, стоящую в стороне от эксперимен тального поиска, равнодушную к центральному пред мету своего исследования — ребенку. А именно такая «педагогика» в виде официальных государственных учебных планов, программ и учебников по педагоги ке, различных методических руководств и многочис ленных циркуляров Министерства просвещения да вило на школу, на учителя своими мертвыми, отор ванными от жизни правилами, требованиями, рекомендациями. Имея в виду именно такую «педа гогику» и отрицая ее. Толстой вместе с тем ратовал 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=