Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
и наука и искусство. Критерий педагогического мастерства в понимании Л. Н. Толстого Из всего многообразия сторон педагогического на следия Л. Н. Толстого мы попытаемся оттенить проб лему мастерства обучения и воспитания, которая не нашла своего специального освещения ни в моногра фических работах, ни в отдельных статьях, посвящен ных Толстому как педагогу'. Область педагогического мастерства во взглядах и школьной практике Толстого представляется нам наиболее целостной системой и составляет в то же время наибольшую общепедагогическую ценность, не боящуюся времени. И не случайно, именно эта сторо на педагогического наследия Толстого, предполагаю щая прежде всего творческую свободу учителя, полу чила свое наибольшее развитие в условиях советской действительности. 1 Дореволюционная литература о Толстом как педагоге С. А ш е в с к и й. «Ясная Поляна» Льва Толстого в критике 60-х годов. «Русская школа», 1913, № 10 и И; Н, Б у л г а к о в . Письмо к редактору по поводу статьи Л. Толстого. «Семья и школа», 1874, № 10; К. В е н т ц е ль. В чем основа воспитания и образования. «Русская школа», 1910, № 7—8; Н .' К- Г р у н- с к и й. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого. Юрьев, 1914; М. И. Д е м к о е . История русской педагогики. М.. 1909; Н. Н. И л ь м е н с к и й . Ясная Поляна или новый метод школь ного учения. «Воспитание», 1862, № 8; И. Ф. К а п т е р е в . Исто рия русской педагогики. Петроград, 1915; Е. М а р к о в . Теория и практика Яснополянской школы. «Ясная Поляна», 1862; Д. П и с а р е в . Промахи русской мысли. «Русское слово», 1864, .Vo 12; В. Г. П л е х а н о в . Карл Маркс и Лев Толстой; Еще о Толстом и Толстой и природа. Соч., т. 24, М.—Л., 1927; И. С т р а х о в . Новая школа. «Ясная Поляна», 1862; И. Т о л с т о й , Мои воспоминания. М., 1914; Н. Ч е р н ы ш е в с к и й . Ясная Поляна. «Ясная Поляна», 1862; Е г о ж е. Книжки для де тей. «Современник», 1862, т, 12, кн. 12. Советская литература о Л. И. Толстом как педагоге: И. Т. А р и с к и н. Вопросы связи обучения с жизнью в твор честве Л. Н. Толстого. В кн.; «Толстовский сборник», Тула, 1964; П. И. Б и р ю к о в . Биография Льва Николаевича Толстого. М. и П., 1923; А. П. Б а б у ш к и н а . История детской литературы. М., 1948; В. А. В е й к ш а н. Вопросы дидактики в педагогической системе Л. Н. Толстого. «Советская педагогика», 1945, № 11; Е г о ж е. Личность ребенка и развитие его творчества в педа гогике Л. Н. Толстого. «Изд. Акад. пед. наук», отд. педагогики, 1946, вып. 5, j V» 9; Е г о ж е. Лев Толстой как педагог. В кп.. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=