Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

Ломоносовых. А они кишат в каждой школе» (62, 130). И очень важно отметить, что этот животворный источник — огромная любовь Толстого к Родине, на­ роду, стремление даже в самых неблагоприятных условиях развить их способности н дарования, вели­ кое чувство национальной гордости — способствовал поднятию им педагогического труда до уровня высо­ кого мастерства. «Вы не знаете, что такое была для меня школа с тех пор, как я открыл ее,— писал он в 1862 г. А. А. Толстой,— это была вся моя жизнь...» (60, 436). Таким образом, требование и стремление Толстого поднять педагогику до уровня искусства обучения и воспитания было продиктовано ему самыми высокими; гражданскими мотивами, а не лишь частно-методи­ ческими соображениями. И решение этой проблемы Толстым протекало на протяжении всей его жизни неотделимо от повседневной его литературной дея­ тельности как великого художника слова. Этому фак­ ту мы придаем большое значение и связываем с ним ряд особенностей и неповторимых черт педагогиче­ ских взглядов и педагогической деятельности Тол­ стого. Так, одну из оригинальных черт педагогической деятельности Толстого, *на наш взгляд, составляет редкостное умение придать делу воспитания и обуче­ ния поэтическую окраску, ярко выраженный творче­ ский характер. «Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться — это школа» (22, 621),— писал Толстой в «Дневнике» Яснополян­ ской школы за 1862 г. И этот поэтический дух, тон­ кий художественный вкус пронизывает все педагоги­ ческие действия, все сказанное и написанное им в; этой области: от трех-четырехстрочного рассказа в «Азбуке», двух-трехчасового «урока», захватившего в одинаковой мере и учеников и самого учителя, до разъяснения методики решения арифметических за­ дач и педагогических «абстрактных» рассуждений. В нем счастливо скрестилось умение одновременно быть педагогом н художником, а будучи художником — не переставать быть педагогом. Поэтому в рассматри­ ваемом плане для нас представляют большой педаго- 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=