Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

Появляющаяся в такую эпоху, когда весь старый строй «переворотился», и когда масса, воспитанная в этом старом строе, с молоком матери впитавшая в себя начала, привычки, традиции, верования этого строя, не видит и не может видеть, каков «уклады­ вается» новый строй,., какие общественные силы спо­ собны привести избавление от неисчислимых, особен­ но острых бедствий, свойственных эпохам «ломки»’ . Будучи на позиции патриархального крестьянства. Толстой отразил одновременно его «накипевшую не­ нависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого,— и незрелость мечтательно­ сти, политической невоспитанности, революционной мягкотелости» Не видя рабочего класса, не пони­ мая революционного движения, революции, Толстой, естественно, не мог дать до конца правильного ответа и о путях народного образования, о сущности и сред­ ствах воспитания. Отсюда его поиски «новой рели­ гии», увод от действительности в мир «самосовершен­ ствования», «непротивления злу насилием», противо­ речия в содержании и путях нравственного воспитания, утверждение, что «совершенствование общества не может совершиться через революцию» (55, 242) ’ . Однако не эту часть педагогического наследия Толстого берет себе на вооружение советская школа. Нам дороги и близки прежде всего его высокое ма­ стерство обучения и воспитания, умение соединить их в единый процесс, искусство проникать в духовный мир ребенка, пробуждать его творческие силы, глу­ бокая связь с народной педагогикой. Страстная лю­ бовь Толстого к народу, стремление сделать все от него зависящее для просвещения простых людей при­ дает его педагогической деятельности глубоко народ­ ный характер. «Я хочу образования для народа только для того,— писал он,— чтобы спасти тех тону­ щих там Пушкиных, Остроградских, Филаретовых,. ' Везде ссылки на Полное собрание сочинений Л. Н. Т о л ­ с т о г о в 90 томах (юбилейное издание), М., Гослитиздат, 1928— 1958. В тексте указываются том и страница. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=