Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
Появляющаяся в такую эпоху, когда весь старый строй «переворотился», и когда масса, воспитанная в этом старом строе, с молоком матери впитавшая в себя начала, привычки, традиции, верования этого строя, не видит и не может видеть, каков «уклады вается» новый строй,., какие общественные силы спо собны привести избавление от неисчислимых, особен но острых бедствий, свойственных эпохам «ломки»’ . Будучи на позиции патриархального крестьянства. Толстой отразил одновременно его «накипевшую не нависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого,— и незрелость мечтательно сти, политической невоспитанности, революционной мягкотелости» Не видя рабочего класса, не пони мая революционного движения, революции, Толстой, естественно, не мог дать до конца правильного ответа и о путях народного образования, о сущности и сред ствах воспитания. Отсюда его поиски «новой рели гии», увод от действительности в мир «самосовершен ствования», «непротивления злу насилием», противо речия в содержании и путях нравственного воспитания, утверждение, что «совершенствование общества не может совершиться через революцию» (55, 242) ’ . Однако не эту часть педагогического наследия Толстого берет себе на вооружение советская школа. Нам дороги и близки прежде всего его высокое ма стерство обучения и воспитания, умение соединить их в единый процесс, искусство проникать в духовный мир ребенка, пробуждать его творческие силы, глу бокая связь с народной педагогикой. Страстная лю бовь Толстого к народу, стремление сделать все от него зависящее для просвещения простых людей при дает его педагогической деятельности глубоко народ ный характер. «Я хочу образования для народа только для того,— писал он,— чтобы спасти тех тону щих там Пушкиных, Остроградских, Филаретовых,. ' Везде ссылки на Полное собрание сочинений Л. Н. Т о л с т о г о в 90 томах (юбилейное издание), М., Гослитиздат, 1928— 1958. В тексте указываются том и страница. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=