Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

неразделнмости; стремление доказать якобы сущест­ вующую неприязнь народа к образованию, школе — и одновременно страстная проповедь о спасении народ­ ных талантов, «русских Ньютонов», огромная личная практическая деятельность по организации народных школ, сокрушительная критика политики царизма в области народного образования; умаление в ряде своих вы.сказываний роли организационных сторон школы, процесса обучения — и творческая постановка их в Яснополянской школе; на словах известная не­ дооценка педагогической теории и ведущей роли учителя — на деле создание талантливых образцов общепедагогических и частно-методических учебных пособий и рекомендаций, постоянное объективное до­ казательство огромного влияния личности учителя, его эрудиции, метода, уровня педагогического мастер­ ства на судьбу обучения и развития духовных сил школьника и т. д. Часть из этих противоречий, как-то; отрицание роли воспитания, противопоставление ему образова­ ния, игнорирование классно-урочной системы и неко­ торые другие — были со временем частично преодо­ лены Толстым. Однако основные противоречия, кото­ рые в целом можно выразить как противоречия между его философией и жизнью, реальной действи- тельностью, остались неодолимыми в силу своего исторического характера, а «не как индивидуальное нечто, не как каприз или оригинальничанье» Причины противоречий Толстого во взглядах на воспитание и образование, безусловно, неотделимы от всех его других противоречий и коренятся в самой русской действительности. «Но противоречия во взглядах и учениях Толстого не случайность,— писал Ленин,— а выражение тех противоречивых условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века» 2. В статье «Л. Н. Толстой и его эпоха» Ленин лает развернутую характеристику идеологии и психологии части слоев русского общества, сложившихся в этот исторический период. «Пессимизм, непротивленчест­ во, апелляция к «Духу» есть идеология, неизбежно > в. И, Л е н и н . Сочинения, т. 17, стр. 31. 2 В. И. Л е н и н. Сочинения, т. 15, стр. 185. 5» 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=