Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

л. Н. ТОЛСТОЙ ОБ ЭЛЕМЕНТЕ ИСКУССТВА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ Г. И. БАЛАНЮК (Тульский государственный педагогический институт им, Л. Н. Толстого) «И столько поэзии в педагогиче­ ских статьях Толстого, столько стра­ стности, что для пережившего эти статьи педагогическая деятельности не может уже быть скучным ремес­ лом, а становится действительностью творческой, преисполненной глубоких тревог и радостей» (Н. к. К р у п с к а я . Педагоги­ ческие сочинения, т. I. М., 1957, стр. 197). Педагогические взгляды Л. Н. Толстого не менее противоречивы и сложны, чем и его философские, ре­ лигиозные, этические. «Противоречия в произведе­ ниях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действи­ тельно кричащие» — такова самая общая характери­ стика духовного мира великого русского художника, данная Лениным в его гениальной статье «Лев Тол­ стой как зеркало русской революции»'. В области педагогики, воспитания, школьного де­ ла противоречия Толстого особенно очевидны. Так, самая гуманная из философских идей — философия свободы духовного развития ребенка — и защита ре­ лигиозного воспитания, нравственного самоусовер­ шенствования как основ формирования личности; отрицание воспитания, противопоставление ему обра­ зования в ряде статей 60-х годов — и в то же время блестящее практическое доказательство их единства, ' в. И. Ле н и н . Сочинения, т. 15, стр. 180. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=