Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
л. Н. ТОЛСТОЙ ОБ ЭЛЕМЕНТЕ ИСКУССТВА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ Г. И. БАЛАНЮК (Тульский государственный педагогический институт им, Л. Н. Толстого) «И столько поэзии в педагогиче ских статьях Толстого, столько стра стности, что для пережившего эти статьи педагогическая деятельности не может уже быть скучным ремес лом, а становится действительностью творческой, преисполненной глубоких тревог и радостей» (Н. к. К р у п с к а я . Педагоги ческие сочинения, т. I. М., 1957, стр. 197). Педагогические взгляды Л. Н. Толстого не менее противоречивы и сложны, чем и его философские, ре лигиозные, этические. «Противоречия в произведе ниях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действи тельно кричащие» — такова самая общая характери стика духовного мира великого русского художника, данная Лениным в его гениальной статье «Лев Тол стой как зеркало русской революции»'. В области педагогики, воспитания, школьного де ла противоречия Толстого особенно очевидны. Так, самая гуманная из философских идей — философия свободы духовного развития ребенка — и защита ре лигиозного воспитания, нравственного самоусовер шенствования как основ формирования личности; отрицание воспитания, противопоставление ему обра зования в ряде статей 60-х годов — и в то же время блестящее практическое доказательство их единства, ' в. И. Ле н и н . Сочинения, т. 15, стр. 180. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=