Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

метод обучения грамоте, проверенный в эксперимен­ тальной школе Московского комитета грамотности, подвергает критике существующую казенную систему народного образования, постановку школьного дела, методические пособия, учебники и предлагает своьо оригинальную методическую систему руководства школьным делом, подготовки учителей, опираясь на практическую деятельность в Крапивенском уезде в 60-е и 70-е годы XIX столетия. Главной заботой писателя была ликвидация без­ грамотности и невежества, в котором находились ог­ ромные массы народа. Он очень остро ставил этот вопрос перед русским обществом. Толстой заявляет, что теперь особенно важно делать дело спокойно и настойчиво, не только не спрашивая разрешения пра­ вительства, но и сознательно избегая всякого его вме­ шательства. Сила правительства — в невежестве на­ рода; правительство знает это и поэтому всегда будет противостоять истинному просвещению. В высишй степени нежелательно дать правительству возмож­ ность сделать вид, что оно занимается просвещением народа, в то время как на самом деле оно распрост­ раняет невежество. Одним из важнейших мероприятий в организацим народного образования в Крапивенском уезде Тол­ стой считал перепись всего детского населения уезда, которая дала бы необходимые материалы к перепек тивному планированию школьной сети в уезде для осуществления всеобщего начального обучения. Про­ веденная перепись показала, что большинство детей уезда от 7 до 15 лет было неграмотно. Благодаря заботе Л. Н. Толстого о развитии школьной сети, за два года (1873—1875) количество школ в уезде увеличилось в три раза. «Поверят или не поверят мне в этом, я предположу,— писал он,— что в Крапивенском уезде при передаче этого дела в руки народа вновь открылось 380 школ, итого будет 400...» (17, 130). Толстой с большим увлечением занимался снаб жением школ учебными пособиями, организацией кратковременных курсов по практической подготовке народных учителей. Он посещал школы, давал мето­ дические указания по постановке преподавания, вел

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=