Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
метод обучения грамоте, проверенный в эксперимен тальной школе Московского комитета грамотности, подвергает критике существующую казенную систему народного образования, постановку школьного дела, методические пособия, учебники и предлагает своьо оригинальную методическую систему руководства школьным делом, подготовки учителей, опираясь на практическую деятельность в Крапивенском уезде в 60-е и 70-е годы XIX столетия. Главной заботой писателя была ликвидация без грамотности и невежества, в котором находились ог ромные массы народа. Он очень остро ставил этот вопрос перед русским обществом. Толстой заявляет, что теперь особенно важно делать дело спокойно и настойчиво, не только не спрашивая разрешения пра вительства, но и сознательно избегая всякого его вме шательства. Сила правительства — в невежестве на рода; правительство знает это и поэтому всегда будет противостоять истинному просвещению. В высишй степени нежелательно дать правительству возмож ность сделать вид, что оно занимается просвещением народа, в то время как на самом деле оно распрост раняет невежество. Одним из важнейших мероприятий в организацим народного образования в Крапивенском уезде Тол стой считал перепись всего детского населения уезда, которая дала бы необходимые материалы к перепек тивному планированию школьной сети в уезде для осуществления всеобщего начального обучения. Про веденная перепись показала, что большинство детей уезда от 7 до 15 лет было неграмотно. Благодаря заботе Л. Н. Толстого о развитии школьной сети, за два года (1873—1875) количество школ в уезде увеличилось в три раза. «Поверят или не поверят мне в этом, я предположу,— писал он,— что в Крапивенском уезде при передаче этого дела в руки народа вновь открылось 380 школ, итого будет 400...» (17, 130). Толстой с большим увлечением занимался снаб жением школ учебными пособиями, организацией кратковременных курсов по практической подготовке народных учителей. Он посещал школы, давал мето дические указания по постановке преподавания, вел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=