Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

1863 гг. проверить свои планы, гипотезы и методы в области педагогики, народного образования. Для практической экспериментальной проверки методов обучения, организационных форм учебной работы Л. Н. Толстой вновь открыл у себя в Ясной Поляне, которая входила в Крапивенский уезд, шко­ лу для крестьянских детей. «Я теперь весь из отвле­ ченной педагогики перескочил в практическое, с од­ ной стороны, и в самое отвлеченное, с другой стороны, дело школ в нашем уезде. И полюбил опять, как 14 лет тому назад, эти тысячи ребятишек, с которыми я имею дело»^ (курсив мой.— А. П .),— писал он в 1874 г. А. А. Толстой. «Я хочу образования для народа, только для не го, чтобы спасти тех, тонущих там, Пушкиных, Остро­ градских, Филаретовых, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе. И дело у меня идет хорошо, очень хо­ рошо. Я вижу, что делаю дело, и двигаюсь вперед го­ раздо быстрее, чем я ожидал» (62, 170). Толстой да­ же отложил на некоторое время работу над романом «Анна Каренина», так как не мог «оторваться... от живых людей, чтобы заняться воображаемыми». О большой работе Толстого по созданию широкой сети школ в Крапивенском уезде и об одновременной напряженной работе над учебниками для народных школ мы узнаем из его писем к Н. Н. Страхову. «Я был весь — и теперь продолжаю быть — поглощен школьными делами. Новой азбукой, которая печа­ тается, грамматикой и задачником... Я странно, страшно возбужденно живу нынешнюю зиму... По­ том у меня практическая деятельность: руководстве 70 школ [ами], которые открылись в нашем уезде и идут удивительно. Потом — педагогические рабо­ ты» (62, 142). Свою работу по руководству школьным делом в уезде Толстой строил на тех основаниях, которые бы­ ли изложены им в напечатанной в 1874 г. в «Отечест­ венных записках» статье «О народном образовании» Эта статья как бы подвела итог его многолетней практической деятельности и теоретическим иска­ ниям. В ней Толстой обосновывает предложенный им 1 «Переписка Л. Н. Толстого с гр. А. А. Толстой», т. 1, СПб, изд. О-ва Толстовского музея, 1911, стр. 258.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=