Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
то, что первой важности, а самое важное в мире, по тому все то, чего мы желаем, может осуигествиться только в следующих поколениях» (43, 44—45) — писал он в одном из своих писем. Как пророчески звучат эти слова, сказанные за 16 лет до Великой Октябрьской социалистической ре волюции... Толстой в первую очередь обратил внимание па систему народного образования в России, которая не удовлетворяла потребности широких народных масс. В «Проекте общего плана устройства народных учи лищ» (1862 г.) и статье «О народном образовании» (1874 г.) он стремился обосновать теоретически и практически провести в жизнь систему народного об разования, которая соответствовала бы историческим особенностям жизни русского народа. «Школа хоро ша только тогда, когда она осознала те основные за коны, которыми живет народ. Прекрасная школа для степной русской деревни, удовлетворяющая всем по требностям своих учеников, будет весьма плохая щко- ла для парижанина, и самая лучшая школа XVII ве ка будет самою дурною школой в наше время; и на оборот самая плохая школа средних веков в свое время была бы лучше самой лучшей школы в наше время, ибо более соответствовала своему вре мени...» (8, 16). Толстой не сомневался, что если требование «пре доставить народу свободу устраивать свои школы, как он хочет, и вмешиваться в самое дело устройства школ как можно меньше» будет удовлетворено, по явится много школ. И оказался прав: в 60-е годы в Яснополянском участке открыли 23 школы, в 70-е го ды их стало в три раза больше. В 1873 г. Л. Н. Толстой был единогласно избран членом Крапивенского училищного совета. На этом поприще он сумел в большем масштабе, чем в 1859— > Везде ссылки на Полное собрание сочинений Л. Н. Т о л- с т о г о в 90 томах (юбилейное издание), М., Гослитиздат, 1928— 1958. В тексте указывается том и страница.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=