Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

то, что первой важности, а самое важное в мире, по­ тому все то, чего мы желаем, может осуигествиться только в следующих поколениях» (43, 44—45) — писал он в одном из своих писем. Как пророчески звучат эти слова, сказанные за 16 лет до Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции... Толстой в первую очередь обратил внимание па систему народного образования в России, которая не удовлетворяла потребности широких народных масс. В «Проекте общего плана устройства народных учи­ лищ» (1862 г.) и статье «О народном образовании» (1874 г.) он стремился обосновать теоретически и практически провести в жизнь систему народного об ­ разования, которая соответствовала бы историческим особенностям жизни русского народа. «Школа хоро­ ша только тогда, когда она осознала те основные за­ коны, которыми живет народ. Прекрасная школа для степной русской деревни, удовлетворяющая всем по­ требностям своих учеников, будет весьма плохая щко- ла для парижанина, и самая лучшая школа XVII ве­ ка будет самою дурною школой в наше время; и на­ оборот самая плохая школа средних веков в свое время была бы лучше самой лучшей школы в наше время, ибо более соответствовала своему вре­ мени...» (8, 16). Толстой не сомневался, что если требование «пре­ доставить народу свободу устраивать свои школы, как он хочет, и вмешиваться в самое дело устройства школ как можно меньше» будет удовлетворено, по­ явится много школ. И оказался прав: в 60-е годы в Яснополянском участке открыли 23 школы, в 70-е го­ ды их стало в три раза больше. В 1873 г. Л. Н. Толстой был единогласно избран членом Крапивенского училищного совета. На этом поприще он сумел в большем масштабе, чем в 1859— > Везде ссылки на Полное собрание сочинений Л. Н. Т о л- с т о г о в 90 томах (юбилейное издание), М., Гослитиздат, 1928— 1958. В тексте указывается том и страница.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=