Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

с помощью вошедших главным образом в «Азбуки» рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, с причинами явлений, со­ вершающихся в природе и в трудовой жизни людей. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям и оживляло весь учебный процесс. Влияние связи обучения с жизнью на активизацию учебного процес­ са обстоятельно показано нами в статье «Вопросы связи обучения с жизнью в творчестве Л. Н. Тол- сюго», опубликованной в «Толстовском сборнике» в 1964 г. В творчестве Л. Н. Толстого особое место зани­ мает принцип доступности обучения, сообщение уча­ щимся сложного учебного материала в доступной форме. К своей «Книге для чтения» Толстой прило­ жил в конце небольшое руководство для учителя, в котором в качестве основ успешного обучения на­ звал соблюдение двух основных дидактических тре­ бований: «I) чтобы то, чему .учат ученика, было по­ нятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися воз­ можно большего количества конкретных сведений (между тем учителя нередко начинали с сообщений отвлеченных истин). Он требовал от учителя исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частно­ стей и фактов и на примерах показал, каковы эти ча­ стности по отдельным предметам, которые при уме­ лом руководстве учителя могут вести учеников к обобщениям. В естественных науках это каждая особь (индивид), каждый организм, с чего начинают знакомиться учащиеся с живым миром; в химии — тело, изучение которого начинается с наблюдений и опытов. Скорее всего от частного к общему, по мне­ нию Толстого, приводит математика, в особенности геометрия. Ученик вначале понимает значение вели­ чины, а потом уже вывод из соединения величин. В «Азбуке» Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на понимание ими производимых действий, больше упражнять учащихся в решении примеров и задач, чтобы они сами выводили правила. С этих позиций Толстым написана «Арифметика». 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=