Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

шающим самый процесс мышления. Он решительно выступал против механического перенесения обобще­ ний, абстрактных понятий в головы детей. Деги не могут понять и усвоить обобщения, когда они дог­ матически передаются учителями. «Ум человека толь­ ко тогда понимает обобщение, когда он сам ето сде­ лал или проверил» (8, 377). Толстой высоко ценил роль наглядности в обуче­ нии, но резко критиковал методику наглядного обу­ чения, применявшуюся в немецкой и английской шко­ лах, где детям демонстрировались хорошо и.зпестшяе предметы домашнего обихода. Он призывал давать ученикам как можно больше сведений и вызывать у них наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний. Обосновывая принцип наглядности обучения, он утверждал, что первоначальное обучение должно начинаться со знакомства детей с реальными предме­ тами и вещами, живыми природными явлениями и событиями общественной жизни, причем с теми, ко­ торых дети не знают или которые могут зпа.чомить их «с тонкими сторонами» известных им предметов, ве- птей и явлений действительности. Учитель, справед­ ливо замечает Толстой, знакомит учащихся -олько с той наглядностью, которая дает возможность выра­ ботать у них новые восприятия. В противном случае дети не будут активными, и на уроке будет господст­ вовать ск^ка. В Яснополянской школе ставились опыты по фи­ зике и естествознанию, но особенно большое значе­ ние придавалось непосредственному изучению пред­ метов и явлений в естественной обстановке. Особое место в дидактических взглядах Толстою занимает принцип связи обучения, с .жизныо. Писа­ тель резко критиковал немецкую школу, которая бы­ ла оторвана от жизни, от народа‘ и строилась на ос­ нове реакционных школьных уставов, особенно прус­ ских- Толстой правильно подмечал, что чем богаче и разностороннее,жищ 1 енный опыт учащихся, тем боль­ ше возможностей успешно'обшгать детей~в школе. В учебные книги для нач'альной школы Толстой считал необходимым включить материал из жизни своей страны, из истории своего народа, быта, о рус­ ской природе и все то, что близко и доступно детям. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=