Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

сто отводит он принципу сознательности и активности обучения. Обучение, утверждал Толстой,— многосто­ ронний процесс, а не только воздействие лишь па ин­ теллект ребенка. Это — процесс активного, сознатель­ ного и творческого, а не механического усвоения деть­ ми сообщаемых им в школе знаний и навыков. После ознакомления с саксонскими школами он отмечал в своем дневнике, что там — молитва за ‘ко­ роля, побои, все изучается наизусть напуганными, изуродованными детьми. Поскольку школа в Европе и России являлась орудием правительства, то ее внешняя и внутренняя жизнь отличалась исключительным методическим пе­ дантизмом, глушившим школу. Толстой писал; «Сто­ ит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе,-— то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим язы­ ком,— то вы видите измученное, сжавшееся существо с выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке,- су­ щество, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик, все высшие способ!юсти — воображение, творчество, соображение — уступают место каким-то другим, полуживотиым способностям — произносить звуки независимо от воображения, считать числа сря-, ду, ...одним словом способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, кото­ рые совпадают со школьным состоянием — страх, на­ пряжение памяти и внимание...» (8, 14). В 1888 г. (ноябрь, декабрь) педагог посетил в Москве Петровско-Хамовническое начальное учили­ ще, где был на занятиях и познакомился с учителя­ ми. Здесь он обнаружил ту же самую картину, что и в немецких школах. В своем дневнике он записал, что его «поразила глупость и вялость и дисциплина механического учения и тусклые, без света, глаза учеников: фабрика, табак, бессонница, вино» Усвоение памятью непроверенных или непонятных обобщений Толстой считал величайшим злом, нару- ■ Н. Н. Г у с е в . Летопись жизни и творчества Л. Н. Толсто­ го. М., 1939, стр. 332. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=