Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

уровень, дают возможность наслаждаться нскусст воы. Так широко н многогранно показывал Толстой смысл обучения этим предметам. Сообншнне учащим­ ся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности должно быть основной задачей школы. Характерно, что цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике. Толстой настаивал на необходимости учи­ тывать потребности народа в образовании. Он неод­ нократно высказывал правильную мысль о том, чго нужно учить, «сообразуясь с потребностями времени». Толстой по-новому подошел к пониманию сущно­ сти учебного процесса. Задача учителя, по его мне­ нию, должна прежде всего заключаться в том, чтобы возбудить у учащихся любовь к знаниям, привить им желание непрерывно расширять свой кругозор. В про­ цессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышле­ ния у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельные приложения этих сведений. В каждом ребенке есть стремление к самостоятельно­ сти, которое вредно уничтожить в каком бы то ни бы­ ло преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов. Через вышесказанные приемы эта самостоятельность не только не убивалась, но еще больше развивалась и укреплялась» (8, 118— 119). Эта замечательная мысль нашла свое яркое проявление в практике на­ шей советской школы. В процессе обучения, анализируя факты, рассмат­ ривая интересующие детей вопросы, следует, указы­ вал Толстой, постепенно вести учащихся к обобщени­ ям. Эти обобщения, выражающиеся в понятиях, пра­ вилах и законах, могут быть сознательно и прочно усвоены детьми. В «Общих замечаниях для учителя» Толстой выдвигает основные требования к процессу обучения и, опираясь на них, формулирует важней­ шие дидактические принципы и правила. Большое ме- 3 * 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=