Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

к решению важнейших проблем образования и воспи­ тания. В каждой научной дисциплине, писал он. есть основные и доступные детскому пониманию частности- с усвоения сущности которых и надо начинать обуче­ ние. Исходя из такого понимания характера детских восприятий окружающего мира, Толстой формулиро вал важнейшее дидактическое требование, дающее направление учебному процессу: «Искусство педаго­ гии есть выбор поразительных и удобнейших к обоб­ щению частностей в области каждой науки» (8, .378). Говоря о содержании обучения, он отмечал, что народ имеет право знать все то, что выработала куль­ тура в течение прошлых веков. По его мнению, мате­ риал всех наук доступен ребенку больше всего в фор­ ме художественного созерцания, поэтому в книге для чтения он изложил сведения по естествознанию, аст­ рономии, физике, истории, географии и другим пред­ метам в форме художественных, приспособленных к пониманию ребенка рассказов. В учебный план шко­ лы Толстой включил широкий круг предметов. Если в обычных сельских школах того времени детей учили только письму, счету, чтению церковных книг, то в школе Толстого изучались: русский язык, чтение, арифметика, история, география, ботаника, физика, труд, пение, физкультура, геометрия (землемерство). рисование. Учебный план Яснополянской школы по богатству и разнообразию знаний далеко опередил со­ держание обучения в начальных школах той поры как в России, так и заграницей. Уроки в Яснополянской школе проводились днем и вечером в продолжение 5—7 часов. Отдельные уроки продолжались два и даже три часа, когда они были особенно интересны и содержательны. При оп­ ределении содержания обучения Толстой исходил из уровня развития детей. Вот как оценивал он смысл изучения отдельных учебных предметов: знание рус­ ского языка с его этимологическими и синтаксически­ ми формами открывает перед человеком пути к са­ мостоятельному освоению всех других наук, рисова­ ние и пение должны поощрять стремление детей к са­ мостоятельности и содействовать развитию их творче­ ских способностей, музыка и пение расширяют .музы­ кальный кругозор и поднимают" общий культурный 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=