Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
к решению важнейших проблем образования и воспи тания. В каждой научной дисциплине, писал он. есть основные и доступные детскому пониманию частности- с усвоения сущности которых и надо начинать обуче ние. Исходя из такого понимания характера детских восприятий окружающего мира, Толстой формулиро вал важнейшее дидактическое требование, дающее направление учебному процессу: «Искусство педаго гии есть выбор поразительных и удобнейших к обоб щению частностей в области каждой науки» (8, .378). Говоря о содержании обучения, он отмечал, что народ имеет право знать все то, что выработала куль тура в течение прошлых веков. По его мнению, мате риал всех наук доступен ребенку больше всего в фор ме художественного созерцания, поэтому в книге для чтения он изложил сведения по естествознанию, аст рономии, физике, истории, географии и другим пред метам в форме художественных, приспособленных к пониманию ребенка рассказов. В учебный план шко лы Толстой включил широкий круг предметов. Если в обычных сельских школах того времени детей учили только письму, счету, чтению церковных книг, то в школе Толстого изучались: русский язык, чтение, арифметика, история, география, ботаника, физика, труд, пение, физкультура, геометрия (землемерство). рисование. Учебный план Яснополянской школы по богатству и разнообразию знаний далеко опередил со держание обучения в начальных школах той поры как в России, так и заграницей. Уроки в Яснополянской школе проводились днем и вечером в продолжение 5—7 часов. Отдельные уроки продолжались два и даже три часа, когда они были особенно интересны и содержательны. При оп ределении содержания обучения Толстой исходил из уровня развития детей. Вот как оценивал он смысл изучения отдельных учебных предметов: знание рус ского языка с его этимологическими и синтаксически ми формами открывает перед человеком пути к са мостоятельному освоению всех других наук, рисова ние и пение должны поощрять стремление детей к са мостоятельности и содействовать развитию их творче ских способностей, музыка и пение расширяют .музы кальный кругозор и поднимают" общий культурный 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=