Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
метафизический путь, а метод выводов из наблюдений и педагогический эксперимент способны обеспечить развитие педагогической теории. Главное в научной работе по педагогике, указывал Толстой, заключается в кропотливом собирании фактов из педагогического опыта, на основе обобщения которы.ч могут быть сде ланы обоснованные выводы. После возвращения из- за границы в дневнике 16 августа 1860 г. он записал: «Мысль о опытной педагогике привела меня в волне ние...» (48—49, 28). Л. Н. Толстой ставил задачей создать новую педа гогику, свою педагогическую систему. Это ясно видно из его высказываний о цели издаваемого им журнала «Ясная Поляна»: цель журнала, писал он, педагоги ческая. На страницах журнала должен освещаться передовой опыт. Педагогике нужно перестать осно вываться на абстрактных теориях, а принять за осно вание путь опыта и выводить свои положения от ча стных к общим, а не наоборот. Для создания новой педагогики Толстым была ис пользована Яснополянская школа — как педагогиче ская лаборатория, как экспериментальная школа, но он хотел, чтобы каждая школа была «орудием обра зования, и вместе с тем опытом над молодым поколе нием, дающим постоянно новые выводы. Только тогда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической ла бораторией, только тогда школа ке отстанет от все общего прогресса, и опыт будет в состоянии поло жить твердые основания науки образования» (3, 16). В статье «Воспитание и образование» Толстой анализирует такие педагогические категории, как «воспитание», «образование», «обучение», «препода вание». К их анализу он по.дходит не только как ис следователь, но и как создатель самостоятельной пе дагогической системы. Не без оснований он устанав ливал подчиненное, служебное значение обучения и преподавания в качестве средств воспитания и обра зования. Последнему он отво.дил центральное место г, ряду других педагогических категорий, включив в не го понятие «воатитание». Толстой создал оригинальную систему дидактиче ских взглядов, обогатившую науку новым подходом 3 Заказ 11009 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=