Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

метафизический путь, а метод выводов из наблюдений и педагогический эксперимент способны обеспечить развитие педагогической теории. Главное в научной работе по педагогике, указывал Толстой, заключается в кропотливом собирании фактов из педагогического опыта, на основе обобщения которы.ч могут быть сде­ ланы обоснованные выводы. После возвращения из- за границы в дневнике 16 августа 1860 г. он записал: «Мысль о опытной педагогике привела меня в волне­ ние...» (48—49, 28). Л. Н. Толстой ставил задачей создать новую педа­ гогику, свою педагогическую систему. Это ясно видно из его высказываний о цели издаваемого им журнала «Ясная Поляна»: цель журнала, писал он, педагоги­ ческая. На страницах журнала должен освещаться передовой опыт. Педагогике нужно перестать осно­ вываться на абстрактных теориях, а принять за осно­ вание путь опыта и выводить свои положения от ча­ стных к общим, а не наоборот. Для создания новой педагогики Толстым была ис­ пользована Яснополянская школа — как педагогиче­ ская лаборатория, как экспериментальная школа, но он хотел, чтобы каждая школа была «орудием обра­ зования, и вместе с тем опытом над молодым поколе­ нием, дающим постоянно новые выводы. Только тогда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической ла­ бораторией, только тогда школа ке отстанет от все­ общего прогресса, и опыт будет в состоянии поло­ жить твердые основания науки образования» (3, 16). В статье «Воспитание и образование» Толстой анализирует такие педагогические категории, как «воспитание», «образование», «обучение», «препода­ вание». К их анализу он по.дходит не только как ис­ следователь, но и как создатель самостоятельной пе­ дагогической системы. Не без оснований он устанав ливал подчиненное, служебное значение обучения и преподавания в качестве средств воспитания и обра­ зования. Последнему он отво.дил центральное место г, ряду других педагогических категорий, включив в не­ го понятие «воатитание». Толстой создал оригинальную систему дидактиче­ ских взглядов, обогатившую науку новым подходом 3 Заказ 11009 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=