Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

педагогической пауки п практики и наши дни. (^реди важных педагогических проблем, выдвинутых Л. Н. Толстым, первое место занимает определение супгности педагогики как науки, вопрос о задачах и основном направлении педагогики. «Задача педаго­ гии,— говорил Толстой,— есть следовательно наведе­ ние ума на обобщение, предложение уму, в такое вре­ мя и в такой форме, таких частностей, из которых легко делаются обобщения» (8, 377) «Найти эти обобщения и от них, представляя новые факты, пере­ водить на высщпе — вот, следовательно, задача пе­ дагогии» (8, 379). Толстой старался открыть закономерпостн образо­ вательно-воспитательного процесса, определить ха­ рактер педагогики как науки. Он резко критиковал буржуазную педагогику, которая была поставлена на службу господствующим классам с целью скрыть их пороки от детей, назвал ее лженаукой, ничего не имеющей общего с научной теорией воспитания. Отвлеченной педагогике, умозрительным рассуж­ дениям, туманным педагогическим теориям Л. Н.Тол- г стой противопоставил опытную педагогику, изучение и обобщение опыта практической работы учителей, смелое экспериментирование, что, по его мнению, должно содействовать дальнейшему развитию педа­ гогики как науки. «Не философскими откровения­ ми,— подчеркивал он,— в наще время может подви­ нуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорны­ ми повсеместными опытами... добросовестным и трудолюбивым наблюдателем, в известной степени умеющим обобщать свои наблюдения» (8, 371). Единственным критерием педагогики Толсто 11 объявлял свободу, единственным методом — опыт. Опыт он выдвигал в противовес той абстрактной ма­ нере теоретического разрещения сложнейших вопро­ сов воспитания, от которой не свободна в известной мере li советская педагогика. Толстой не отрицал, однако, и исторического опыта и других способов на­ учного педагогического исследования. Он по-новом\ поставил вопрос о методах педагогики как науки: не ■ Везде ссылки на Полное собрание сочинений Л. Н. Т о л- с т о г о в 90 томах (юбилейное издание), М., Гослитиздат, 1928— 1958. В тексте указывается том и страница. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=