Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
вереи, которым довольны ученики» В качестве одно го мерила, одного спасенья Толстой опять выдвигает свободу учеников слушать или не слушать учителя, воспринимать или не воспринимать его воспитатель ное влияние, т. е. им одним решить, знает ли он и лю бит ли свою науку. В представлении Толстого, школа при невмеша тельстве в воспитание будет всесторонней и самой разнообразной сознательной деятельностью одного человека с целью передачи знаний (instruktion) дру гому, без принуждения учащихся ни прямо, ни на сильственно, ни дипломатически воспринимать то, что хочется воспитателям. Неоднократно отстаивая положение о том, что обучение в школе должно преследовать одну цель — передачу знаний и не заботиться о результатах влия ния на человеческую личность. Толстой в конечном счете пришел к твердому убеждению о необ.ходимости единства обучения и воспитания. Особенно хорошо эта мысль выражена им в статье «О воспитании» (от вет на письмо В. Ф. Булгакова), впервые опублико ванной в 1909 г. В ней Л. Н. Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и обра зовании, давнишних и последних, окажутся и проти воречия, и неясности... Во-первых, скажу, что разде ление, которое я в своих тогдашних статьях делал между воспитанием и образованием,— искусственно. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. И потому, не касаясь этого подразделения, буду говорить об одном образовании, о том, в чем, по моему мнению, заключаются недо статки существующих приемов образования, и каким оно, по моему мнению, должно быть, и почему именно таким, а не иным» (38, 62). Продолжая эту мысль. Толстой утверждал, что полная свобода, т. е. отсутствие принуждения и выгод как для обучаемых, так и для обучающих, избави ла бы людей от большой доли тех зол, которые произ водит теперь принятое везде принудительное и коры стное образование. Правда, и здесь он остался верен * Л. Н. Т о л с т о й . Педагогические сочинения. М., стр. 176. 1953, 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=