Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

вереи, которым довольны ученики» В качестве одно­ го мерила, одного спасенья Толстой опять выдвигает свободу учеников слушать или не слушать учителя, воспринимать или не воспринимать его воспитатель­ ное влияние, т. е. им одним решить, знает ли он и лю­ бит ли свою науку. В представлении Толстого, школа при невмеша­ тельстве в воспитание будет всесторонней и самой разнообразной сознательной деятельностью одного человека с целью передачи знаний (instruktion) дру­ гому, без принуждения учащихся ни прямо, ни на­ сильственно, ни дипломатически воспринимать то, что хочется воспитателям. Неоднократно отстаивая положение о том, что обучение в школе должно преследовать одну цель — передачу знаний и не заботиться о результатах влия­ ния на человеческую личность. Толстой в конечном счете пришел к твердому убеждению о необ.ходимости единства обучения и воспитания. Особенно хорошо эта мысль выражена им в статье «О воспитании» (от­ вет на письмо В. Ф. Булгакова), впервые опублико­ ванной в 1909 г. В ней Л. Н. Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и обра­ зовании, давнишних и последних, окажутся и проти­ воречия, и неясности... Во-первых, скажу, что разде­ ление, которое я в своих тогдашних статьях делал между воспитанием и образованием,— искусственно. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. И потому, не касаясь этого подразделения, буду говорить об одном образовании, о том, в чем, по моему мнению, заключаются недо­ статки существующих приемов образования, и каким оно, по моему мнению, должно быть, и почему именно таким, а не иным» (38, 62). Продолжая эту мысль. Толстой утверждал, что полная свобода, т. е. отсутствие принуждения и выгод как для обучаемых, так и для обучающих, избави­ ла бы людей от большой доли тех зол, которые произ­ водит теперь принятое везде принудительное и коры­ стное образование. Правда, и здесь он остался верен * Л. Н. Т о л с т о й . Педагогические сочинения. М., стр. 176. 1953, 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=