Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

его. Примешивание erzi[eh]liches Element сделало школу деспотичною... Пошли с Frobst’oM и Кунцем в бельведер, опять разговор о восп[нтании] и уч[ении]» (8. 555) '. В статье «Воспитание н образование», датирован­ ной Л. Н. Толстым 2 июля и напечатанной в июльском номере журнала «Ясная Поляна» (1862 г.), автор от­ мечает недопустимость смешения основных педагоги­ ческих понятий, утверждает необходимость их раз­ граничения. По его мнению, педагоги иногда, не при­ знавая различия между образованием и воспитанием, вместе с тем не могут выражать своих мыслей, не употребляя слов: образование, воспитание, обучение или преподавание. Поэтому должны существовать и существуют раздельные понятия, соответствующие этим словам. Л. Н. Толстой критикует точку зрения А. Дистер- вега, отождествлявщего и объедннявщего понятия воспитания, образования и преподавания; «Бесед>я с знаменитым Дистервегом, я навел его на вопрос об образовании, воспитании и преподавании. Дистервег с злою иронией отозвался о людях, подразделяющих то и другое,— в его понятиях то и другое сливается. А вместе с тем мы говорили о воспитании, образова­ нии и преподавании и ясно понимали друг друга» (8, 213). Сравнивая эти педагогические понятия, Л. Н. Толстой центральное место отводит образова­ нию. Воспитание характеризуется им как одно из яв­ лений, на которое педагогика не может не обратить внимания, но воспитание не может быть предметом педагогики. Под образованием в щироком смысле слова Тол­ стой понимает совокупность всех жизненных влияний, оказываемых на человека, развивающих его, форми­ рующих его миропонимание, дающих ему новые све­ дения, а также и последствия этих влияний. Именно это образование должно быть подлинным предметом педагогики. Однако «так называемая наука педаго­ гика» занимается только воспитанием и смотрит на 1 Цитируется по Полному собранию сочинений Л. Н. Т о т- с т о г о в 90 томах (юбилейное издание), Гослитиздат, 1928 - 1958. В тексте указан том и страница. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=