Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
его. Примешивание erzi[eh]liches Element сделало школу деспотичною... Пошли с Frobst’oM и Кунцем в бельведер, опять разговор о восп[нтании] и уч[ении]» (8. 555) '. В статье «Воспитание н образование», датирован ной Л. Н. Толстым 2 июля и напечатанной в июльском номере журнала «Ясная Поляна» (1862 г.), автор от мечает недопустимость смешения основных педагоги ческих понятий, утверждает необходимость их раз граничения. По его мнению, педагоги иногда, не при знавая различия между образованием и воспитанием, вместе с тем не могут выражать своих мыслей, не употребляя слов: образование, воспитание, обучение или преподавание. Поэтому должны существовать и существуют раздельные понятия, соответствующие этим словам. Л. Н. Толстой критикует точку зрения А. Дистер- вега, отождествлявщего и объедннявщего понятия воспитания, образования и преподавания; «Бесед>я с знаменитым Дистервегом, я навел его на вопрос об образовании, воспитании и преподавании. Дистервег с злою иронией отозвался о людях, подразделяющих то и другое,— в его понятиях то и другое сливается. А вместе с тем мы говорили о воспитании, образова нии и преподавании и ясно понимали друг друга» (8, 213). Сравнивая эти педагогические понятия, Л. Н. Толстой центральное место отводит образова нию. Воспитание характеризуется им как одно из яв лений, на которое педагогика не может не обратить внимания, но воспитание не может быть предметом педагогики. Под образованием в щироком смысле слова Тол стой понимает совокупность всех жизненных влияний, оказываемых на человека, развивающих его, форми рующих его миропонимание, дающих ему новые све дения, а также и последствия этих влияний. Именно это образование должно быть подлинным предметом педагогики. Однако «так называемая наука педаго гика» занимается только воспитанием и смотрит на 1 Цитируется по Полному собранию сочинений Л. Н. Т о т- с т о г о в 90 томах (юбилейное издание), Гослитиздат, 1928 - 1958. В тексте указан том и страница. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=