Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

Под обучением понимают процесс овладения уча­ щимися знаниями, умениями и навыками, формиро­ вания мировоззрения, развития познавательных сил и творческих способностей. Результатом обучения яв­ ляется образование как совокупность определенной системы знаний, умений, навыков, взглядов, убежде­ нии, уровня развития творческих способностей, по­ знавательных сил и практической подготовки. В более широком значении под образованием понимают и способы организации познавательной деятельности. В формировании и развитии основных педагоги­ ческих понятий большая роль принадлежит гениаль­ ному русскому писателю и видному педагогу Л. Н. Толстому. В педагогической системе Л. Н. Тол­ стого, к сожалению, не было строгой последователь­ ности, в его суждениях нередко наблюдались явные противоречия, сущность которых хорошо была по> 1 ята и объяснена В. И. Лениным. Утверждая, что «не из единого, не из чистого и не из металла отлита фигура Толстого» ', В. И. Ленин «действительно кричащие» противоречия в произведе­ ниях, взглядах, учениях в школе Толстого рассмат­ ривал не как случайность, видел в них выражение тех противоречивых условий, в которые была поставлена русская жизнь последней трети XIX в. В. И. Ленин показал, что «Толстой отразил накипевшую нена­ висть, созревшее стремление к лучшему, желание из­ бавиться от прошлого,— и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мяг­ котелости» Ленинская оценка творчества Л. Н. Тол­ стого позволяет правильно попять и оценить его пе­ дагогические взгляды. Проблема соотношения и взаимосвязи обучения и воспитания привлекала внимание Л. Н. Толстого уже в первый период его педагогической деятельности, во время непосредственного знакомства с европейскими школами. Так, Н. М. Мендельсон приводит следую- цдую запись в дневнике Толстого от 14 апреля 1861 г.: «С Frobst’oM говорил об определении школы. Воспи­ тание и ученье. Вот ответ, из которого я легко выбил ' В. И. Л е н и н . Герои оговорочки. Соч., т. 16, стр. 341—342. * В. И. Л е н и н. Лев Толстой, как зеркало русской револю­ ции. Соч., т. 15, стр. 186. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=