Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

л. Н. ТОЛСТОЙ о ЕДИНСТВЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Н. А. СОРОКИН (Тульский государственный педагогический институт нм. Л. Н. Толстого) Успешное формирование личности нового челове­ ка возможно лишь на основе сочетания обучения и воспитания. Июньский (1963 г.) Пленум ЦК КПСС указал на неправильность попыток некоторых работ­ ников народного образования ограничить задачу школы лишь обучением, искусственно разорвать ор­ ганическое единство обучения и воспитания. Несмотря на серьезные недостатки научной педа­ гогической терминологии и отсутствие четких опреде­ лений многих педагогических категорий, можно счи­ тать достаточно установившимися понятия «воспи­ тание» и «обучение». Воспитание в широком смысле— это целенаправленный процесс формирования лично­ сти, подготовки ее к активному участию в трудовой и общественной жизни; в условиях перехода от социа­ лизма к коммунизму воспитание есть процесс форми­ рования всесторонне развитой личности, коммунисти­ ческого сознания и поведения, подготовки активных и сознательных строителей коммунизма. В этом смысле воспитание включает в себя обучение и образование. В узком смысле воспитание — формирование отдель­ ных качеств или комплекса качеств личности: миро­ воззрения, убеждений, нравственного облика, эсте­ тических вкусов и понятий, физическое развитие. В этом понимании воспитание не включает в себя обу­ чение и образование, но находится в самом тесном единстве с обучением, близко с ним связано, так как убеждения, моральные качества, характер и воля формируются прежде всего в процессе обучения. 2 * 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=