Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

итог провозгласил свою идею свободного развития образования в народе: «Вообш,е, чтобы образование пошло, не представляло опасность, надо спуститься к требованиям народа, помогать ему в удовлетворении его требований, предлагая ему новое. И самое дело образования предоставить из него выбранным лицам» (17, 336). «Отрывок записки о народных школах Крапивен­ ского уезда (1875 г.)» и «Начало статьи о школах Крапивенского земства (1875 г.)», намеченной к пуб­ ликации в майской книжке «Отечественных записок», тесно связаны между собой по содержанию. Но от­ четный доклад и связанная с ним намеченная к пуб- .тикации статья не увидели полностью света. Охлаж­ дение к написанию статьи, очевидно, было вызвано тем, что не все еще было Толстым осуществлено из намеченного, в частности не были открыты педагогп- в лап- ^ ческие курсы, так называемый «университет тях», на который он возлагал большие надежды р « 5 деле массовой подготовки учителей из парода, а через них в осуществлении своих педагогических взглядов. О широкой общественно-педагогической деятель ности Л. Н. Толстого Н. К. Крупская писала; «Толстой не мог не видеть, как тесно связана пе­ дагогическая деятельность с существующим строем той средой, в которой она протекает, с мировоззре­ нием самого педагога. Волнуясь и спеша, ставил Толстой ряд вопросов в этой области и страстно ис­ кал их разрещеиия. Его громадная заслуга в том, что он каждый, самый, казалось бы, чисто педагогиче­ ский вопрос (о программе чтении, наказаниях и пр.) ставил резко, во всей его широте, не вне времени и пространства, в тесной связи с окружающей дейст­ вительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», мучительно искал ответа на него и заставлял искать и читателя. Таковы заслуги Толстого, как педагога»'. На фоне развития народного образования в Рос­ сии и особенно истории развития школьного дела в Крапивенском уезде Тульской губернии широкая ' и. к. Крупская. 1957, стр. 197. Педагогические сочинения, т. 1. М . 2 Заказ 11009 17

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=