Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

Результатом большой и многогранной обществен­ но-педагогической деятельности Толстого в качестве члена училищного совета Крапивенского уезда явил­ ся его доклад-отчет о ходе школьного дела за 1874/75 учебный год, послуживший основой статьи «О народ­ ном образовании». Сохранились два отрывка, пред­ ставляющие собой черновые наброски доклада: «От­ рывок записки о народных школах Крапивенского уезда» и «Начало статьи о школах Крапивенского земства» для журнала «Отечественные записки». Из сохранившихся листков «Отрывка...», в начале кото­ рого наскоро, для памяти, написаны отд>гльные сло­ ва, лишенные общей связи, все же можно установить, что общий результат деятельности училищного совета выразился в увеличении количества школ и учащихся в уезде, в улучшении качества учения, о чем свиде­ тельствовали как сообщения с мест учителей и пред­ ставителей общественности, так и личные посещения Толстым занятий в щколах. Больщое внимание в докладе Л. Н. Толстой уде­ лил материальной стороне щкольного дела, вопросам живого участия сельских обществ в делах щкол. Тол­ стой дал анализ состояния учебной работы, охарак­ теризовал состав учителей из духовенства, разночин­ цев, крестьян, подробно говорил о содержании и ме­ тодах обучения, сравнил американские и русские учебники, отдавая предпочтение русским. Здесь Тол­ стой с характерной для него противоречивостью вы­ сказал свою точку зрения на изучение естественных наук, исходя из требований народа. «...Народ,— го­ ворил он,—(не хочет и не любит этого. А то, что он любит не лишает всякого рода развития. По псалты­ рю можно научиться читать, а потом читать Дарви­ на» (17, 336). Отрывок доклада заканчивался крити­ кой новой педагогики. Совершенно забыто, что народ имел 1000-летнюю историю образования. И начинать писать на нем как на Tabula rasa нельзя, заявлял Толстой. В выводах Толстой остановился на перспективах развития школьного дела в уезде, на вопросах до­ ступности приемов обучения («простого приема обу­ чения») и образования учителей из крестьян в систе­ ме практической подготовки в Ясной Поляне. И как 16

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=