Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
школе 3 года, удалился, почему в Сорочинском сель ском училище в настоящее время не имеется учителя; учение должно еще быть начато с первого числа сего месяца, а учитель должен быть Крапивенским уезд ным училищным советом выслан в августе в послед них числах. Наступил сентябрь. Сорочинским волост ным правлением был ожидаем из выщеупомянутого совета учитель, какового Совет не выслал. Правление сие просит упомянутый совет выслатв учителя». В сентябре и октябре 1875 г. Л. Н. Толстой ведет переписку со священником села Кобелева Василием Баженовым, в которой главное внимание обращает на устройство щкол и обеспечение их учителями и по собиями (см. 62, 205—206). В письме к Н. М. Нагорному Толстой просит вы писать для земских щкол Крапивенского уезда книги для чтения («Хрестоматию» Паульсона), «Задачни ки» Малинина, грифельные доски, грифели, каранда ши, причем все «как можно лучше и дешевле, и выс лать как можно скорее» (62, 218—219). Из переписки Толстого с местными учителями видно, что в школах Крапивенского уезда для обу чения использовались следуюш.ие книги: «Родное слово» К. Д. Ушинского для первого и второго клас сов, «Русские и славянские книги для чтения» Л. Н. Толстого, «Арифметика 4-х правил», «Буквари», «Книга для чтения и практических упражнений в русском языке. Учебное пособие для народных учи лнщ» И. Паульсона, «Собрание арифметических за дач для гимназии» А. Малинина и К- Буренина. Среди деловых бумаг архива Л. Н. Толстого 70-х годов XIX столетия обнаружен «Список учителей из крестьян, которым должна быть выдана награда за успехи». Все перечисленные в нем учителя, успешно обучавшие детей в школах уезда, прошли соответст вующую подготовку в Яснополянской практической учительской семинарии. Указанный список дает воз можность установить, что из 36 учителей уезда лишь 7 человек были выходцами из священнослужителей. На уменьшении в составе учителей священников ска залось влияние Толстого. Как известно, он отдавал предпочтение учителям из крестьян. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=