Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
руководством «главного учителя» уезда. «Старшие учителя» объезжают подведомственные им соседние школы, приглашают учителей этих школ к себе на уроки. Земство должно оплачивать учителям эти разъезды по школам, или сельские общества для этой важной цели должны предоставлять им под воды. В качестве одного из важных мероприятий, обес печивающих единое методическое руководство, обмен опытом и пропаганду работы лучших учителей. Тол стой рекомендовал проведение учительских съездов. «Съезды учителей и посещение учителями школ рав ных и лучших есть одно из главных условий для ус пешного хода дела, и потому на организацию этих съездов земство должно обратить особенное внимание и не жалеть расходов» (17, 128). Так выглядит предложенная Л. Н. Толстым в 70^е годы XIX столетия система методического руководст ва деятельностью школ и учителей, отличающаяся оригинальностью своей структуры, стройностью и до ступностью осуществления. Сам Л. И. Толстой на практике осуществлял предлагаемую им систему ор ганизации школьного дела, методическое руководство и доступные формы подготовки учителей для народ ных школ как в самих школах, так и через созданные им педагогические семинары-курсы. Он разработал содержание и методику школьного обучения, создал замечательные учебники и руководства к ним для учителей. Все это он экспериментально проверил в открытых им школах и лишь после этого предложил для массового осуществления в масштабе страны в нашумевшей в 70-е годы статье «О народном образо вании» (1874 г.). Большой историко-педагогический интерес пред ставляет переписка Толстого и с Толстым по вопро сам школьного дела в Крапивенском уезде'. Письма к Толстому учителей — поистине живые страницы истории народного образования в 70-е годы в одной из типичных центральных губерний России. Эти письма, в частности 11 ответов на циркуляр училищ ного совета от 18 апреля 1874 г., и некотор!з 1 е другие ' Письма к Толстому хранятся в рукописном отделе Государ ственного Толстовского музея в Москве. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=