Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

ЬСякий раз соблазны мира улавливали еСо, и он, сам того не замечая, опять падал, и часто ниже того, ка­ ким он был прежде...» (13, 105). Психические состояния, с необычайной тщательно­ стью отображенные Толстым в «Воскресении», несут большую идейную нагрузку, поскольку они даны на широком социальном фоне и отражают глубокие из­ менения, происходящие с героями. И Толстой показал не только возможность на их основе существенных перемен, внутреннего роста, обновления характера, всей психологии личности, но и неизбежность их воз­ никновения в определенных общественных условиях. Итак, психические состояния привлекают наше внимание, поскольку они сигнализируют нам о чем-то необычном, об изменениях и противоречиях в психи­ ческой деятельности, об истинной сущности человека. Вот почему эти существенные факты в психической деятельности людей помогают внести большую яс­ ность в понимание человеческой психики в целом. Изучение этих фактов требует от нас рассматривать характер героя, особенности его личности в теснейшей связи с теми состояниями, на фоне которых протекает психическая деятельность героя. Помимо этого, ана­ лиз психических состояний помогает лучше объяснить психические свойства личности, уяснить сам процесс их формирования. Нет оснований умалять все другие богатейшие способы, с помощью которых Толстой раскрывает внутренний мир героев. Но важно подчеркнуть, что психические состояния, являясь вполне достоверными и показательными индикаторами характера, особен­ ностей образа, дают возможность прийти к созданию глубочайших психологических обобщений, показы­ вающих широкие возможности духовного роста людей. Безусловно, мы не можем забывать о слабых сто­ ронах мировоззрения Л. Н. Толстого, о слабости и са мого финала великого романа. И тем не менее наша советская психология в разработке и решении важ­ ного в теоретическом и практическом плане учения о 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=