Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
ЬСякий раз соблазны мира улавливали еСо, и он, сам того не замечая, опять падал, и часто ниже того, ка ким он был прежде...» (13, 105). Психические состояния, с необычайной тщательно стью отображенные Толстым в «Воскресении», несут большую идейную нагрузку, поскольку они даны на широком социальном фоне и отражают глубокие из менения, происходящие с героями. И Толстой показал не только возможность на их основе существенных перемен, внутреннего роста, обновления характера, всей психологии личности, но и неизбежность их воз никновения в определенных общественных условиях. Итак, психические состояния привлекают наше внимание, поскольку они сигнализируют нам о чем-то необычном, об изменениях и противоречиях в психи ческой деятельности, об истинной сущности человека. Вот почему эти существенные факты в психической деятельности людей помогают внести большую яс ность в понимание человеческой психики в целом. Изучение этих фактов требует от нас рассматривать характер героя, особенности его личности в теснейшей связи с теми состояниями, на фоне которых протекает психическая деятельность героя. Помимо этого, ана лиз психических состояний помогает лучше объяснить психические свойства личности, уяснить сам процесс их формирования. Нет оснований умалять все другие богатейшие способы, с помощью которых Толстой раскрывает внутренний мир героев. Но важно подчеркнуть, что психические состояния, являясь вполне достоверными и показательными индикаторами характера, особен ностей образа, дают возможность прийти к созданию глубочайших психологических обобщений, показы вающих широкие возможности духовного роста людей. Безусловно, мы не можем забывать о слабых сто ронах мировоззрения Л. Н. Толстого, о слабости и са мого финала великого романа. И тем не менее наша советская психология в разработке и решении важ ного в теоретическом и практическом плане учения о 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=