Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
ши нередко происходит сложная работа, быть может, остающаяся незаметной для окружающих, для само го героя, результаты которой вместе с тем в опреде ленный момент как бы выступают нар>жу, определяя духовный облик. «Различие между ним, каким он был тогда и каким он был теперь, было огромно: оно было такое же, если не большее, чем различие между Ка тюшей в церкви и той проституткой, пьянствовавшей с купцом, которую они судили нынче утром. Тогда он был добрый, свободный человек, перед которым рас крывались бесконечные возможности,— теперь он чувствовал себя со всех сторон пойманным в тенетах глупой, пустой, бесцельной, ничтожной жизни, из ко торых он не видел никакого выхода, да даже боль шею частью и не хотел выходить. Он вспомнил, как он когда-то гордился своей прямотой, как ставил себе когда-то правилом всегда говорить правду и действи тельно был правдив и как он теперь был весь во лжи — в самой страшной лжи, во лжи, признаваемой всеми людьми, окружающими его, правдой. И не бы ло из этой лжи, по крайней мере он не видел из этой лжи никакого выхода. И он загряз в ней, привык к ней, нежился в ней» (13, 104). Примечательна и исключительная широта психи ческих состояний, в которых мы видим и простейшие эмоции и самые сложные переживания, низменные побуждения и высокие стремления — все это удиви тельно ярко и правдиво охарактеризовано Толстым. «С Нехлюдовым не раз уже случалось в жизни то, что он называл «чисткой души». Чисткой души назы вал он такое душевное состояние, при котором он вдруг, после иногда большого промежутка времени, сознав замедление, а иногда и остановку внутренней жизни, принимается вычищать весь тот сор, который, накопившись в его душе, был причиной этой оста новки. Всегда, после таких пробуждений Нехлюдов со ставлял себе правила, которым намеревался следо вать уже навсегда; писал дневник и начинал новую жизнь, которую он надеялся никогда уже не изме нять,— turning а new leaf, как он говорил себе. Но 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=