МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

91 С. Н. Самарская, ассистент кафедры русского языка и литературы, аспирант 2-го года обучения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – доктор филологических наук Д. А. Романов ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПЕТРА I В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО И Д. А. ГРАНИНА Вдохновляясь образом первого императора России, было создано немало произведений, в которых по-разному раскрывается личность Петра I. Читателю известен роман «Царь Петр и правительница Софья» Д. Л. Мордовцева, «Рас- сказы о Петре Первом» С. П. Алексеева, роман «Петр Первый» А. Н. Толстого, биография «Петр Великий. Прощание с Московией» Р.К. Масси и другие произ- ведения. Созданные художественные образы уникальны благодаря неповтори- мому авторскому стилю, языковому своеобразию. В настоящей работе мы обратимся к неоконченному роману Л. Н. Толстого о времени Петра Первого и роману Д. А. Гранина «Вечера с Петром Великим». Цель исследования – определить лингвостилистические приемы, с помощью ко- торых создан художественный образ Петра I. В настоящей работе мы сопоставим лингвостилистические приемы, приме- ненные Л. Н. Толстым и Д. А. Граниным. Во фрагментах неоконченного романа Л. Н. Толстого, посвященных описа- нию праздного образа жизни молодого царя Петра Алексеевича, мы не увидим ярко выраженного порицания со стороны автора. Напротив, с помощью контек- стуальных синонимов, выраженных глагольными формами в сочетании с наре- чиями и фразеологическими оборотами, писатель изображает и забавы царя, и его зарождающийся интерес к корабельному делу, военному искусству: « Петр Алексеевич никогда народом не правил и мало входил во все дела… », « он связался с немцами, пьет, гуляет с ними, постов не держит и утешается ребяческими забавами: в войну играет, кораблики строит » [3, с. 166]. В картинах, изобра- жающих возникающий интерес молодого правителя к военному искусству, к ра- боте на корабельной верфи, авторский дуализм проявляется на лексическом уровне. Мы видим антитезу в употреблении лексем и словосочетаний ‘ пьет, гу- ляет ’, ‘ постов не держит ’ – ‘ утешается ребяческими забавами ’, ‘в войну иг- рает’, ‘кораблики строит’ . Приведенные лексемы свидетельствуют о сочетании в образе правителя порочности, попустительского отношения к политиче- ским вопросам и по-детски наивного мировосприятия. Лексемы ‘ играет ’ в зна- чении ‘ забавляется, развлекается ’, ‘ кораблики ’ с уменьшительно-ласкательным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=