МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
89 С образом St.-Jérôme связано еще одно важное размышление автора, кото- рое накладывается на отроческие впечатления, но является, конечно, плодом бо- лее позднего времени его жизни. Это размышление о двух системах воспитания: немца Карла Ивановича, которого бабушка называла по-русски дядькой , и мод- ного среди московского дворянства гувернера-француза St.-Jérôme. В это время Толстой еще далек от своей педагогической системы, но в осознании искренно- сти и простоты, которая ложится в основу общения с ребенком, с одной стороны, и следования модным веяниям и театральным эффектам – с другой, он абсо- лютно однозначно встает на сторону первого. St.-Jérôme своей педагогической деятельностью способен вызвать только ненависть, хотя в дальнейшем отноше- ние к нему у Николеньки изменится. После того, как старший брат Володя по- ступит в университет и он станет единственным объектом приложения педаго- гических талантов St.-Jérôme, последний откроет в нем определенные способно- сти. Это вовсе не означает, что изменится отношение автора к самой системе французского воспитания и образования, но трансформируется отношение к личности наставника. В этом плане отрочество, как и детство, – эпохи челове- ческой жизни, когда впечатления и построенные на них оценки чего-либо спо- собны быстро меняться. Как уже говорилось, в подростковом возрасте перед человеком открыва- ются подробности социального устройства мира. Глава «Девичья» является до- статочно важной, поскольку в ней показано, как чувствительный подросток вос- принимает социальное неравноправие при одинаковой сущности людей. Толс- той показывает, как его герой понял, что «не следует гнушаться общества» деви- чьей, потому что там живут такие же люди, что и в барских покоях. Эту позицию Толстой сохранит до конца своих дней, и она станет одним из общепризнанных постулатов его писательского и личностного понимания мира. Как отмечает Толстой, именно в отроческие годы начинается бурное разви- тие аналитических способностей, ума и одновременно с этим необъяснимой ло- гикой тяги к нравственно-этической сфере. Причем сами вопросы, которые об- думывает молодой человек, настолько сложны, что в столь ранние годы они не только не могут иметь решения, но и не могут в полном своем объеме уместиться в голове. Это несоответствие между предметом размышления и результатом его осмысления – важнейшая черта отрочества. Толстой не слишком высоко ценит в себе (и в главном герое) склонность к умствованию, считая, что разум чело- века – «жалкая пружина моральной деятельности». Дружба с Дмитрием Нехлю- довым, которая возникла у Николеньки на излете отроческих лет, как раз и завя- залась благодаря любви обоих к отвлеченным размышлениям. В заключитель- ных строках повести говорится о том, что умствование героя имело безусловное положительное и редкое для людей качество – откровенность (это мысль Нехлю- дова). Она, по мнению Толстого, дает возможность искренне стремиться к дос- тижению «идеала добродетели» и формирует «убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться» [2, с. 151]. «Отрочество» – наименее богатая событиями и повествовательно наименее динамичная повесть из всех произведений биографической трилогии. В этом ра- курсе пора отрочества самого Толстого и его героя – действительно пустыня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=