МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
86 Д. А. Романов, профессор кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) «ПУСТЫНЯ ОТРОЧЕСТВА» Л. Н. ТОЛСТОГО О второй повести биографической трилогии Толстого пишут не слишком часто, несмотря на то что она, точно так же, как и «Детство», представляла собой одно из первых крупных произведений писателя, введших его в русскую литера- туру. Сам Толстой говорил о том, что отрочество было достаточно странным пе- риодом его жизни, мало богатым впечатлениями и «шагами самосовершенство- вания». В главе «Володя» автор-нарратор заявляет: «Редко, редко между воспо- минаниями за это время нахожу я минуты истинно теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова ис- тинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом озарило конец этого возраста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии поре юнос- ти» [2, с. 136]. Между тем именно в отроческие годы происходят важнейшие пе- реломы в сознании и чувствованиях Николеньки Иртеньева. Именно в это «смут- ное время» он начинает осознавать почти все происходящее с ним, давать лич- ностные оценки жизненным явлениям, глядеть в прошлое и в будущее, склады- ваться как полноценная личность. Повесть «Отрочество» как раз и начинается с того, что автор подчеркивает устремленность детского сознания в будущее. Покидая родительское имение, большой дом, составлявший центр мироздания ребенка, с которым связаны все важнейшие события его жизни, в том числе трагические – смерть матери, – герой тем не менее нисколько не думает об этом. Ребенку не свойственно вспоминать. Автор сообщает: «Умственный взор мой обращен не на то, что я оставляю, а на то, что ожидает меня» [2, с. 89]. Однако в период отрочества эта психологическая установка изменится: подросток в равной степени помнит и заглядывает в буду- щее, у него пробуждаются способности к самоанализу. Если в повести «Детство» каждое событие, каждый предмет словно бы ове- яны ореолом некой тайны, имеют вполне реальный облик и вместе с тем вклю- чают и нечто другое, осознаваемое и воспринимаемое только самим ребенком, то в «Отрочестве» мир представляется в совокупности реалистических подроб- ностей, деталей быта, из которых целостная картина пока еще не складывается, но которые активно аккумулируются умом и душой молодого человека. Именно с «Отрочества» начинается и особое языковое представление мира, воспроизво- димого не в направлении из будущего в прошлое (как в «Детстве»), а в каждый конкретный момент бытия героя. Уже в первых главах, посвященных путешест- вию в Москву, показано, как мир, бегущий по сторонам движущегося экипажа, оживает во множестве деталей и подробностей. Отрочество – пора накопления опыта, активного усвоения мыслей, чувств и переживаний. Если у ребенка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=