МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
85 узаконенного числа» [4, с. 27]. В то же время с людьми из народа крестьянин обращается просто: «Здорово, братец!..» – приветствует он «буфетного мужика» Семена. Второй представитель крестьянского мира, Захар Трифонович, охарак- теризован в афише как «хозяин, грубый и правдивый, не любит говорить лиш- него» [4, с. 14]. Речь его лаконична, образна, афористична, насыщена послови- цами и поговорками. Господам, которые, по словам говорливой кухарки, «беспе- речь едят», он дает меткую характеристику: «Как свинья, в корыто с ногами» [4, с. 53]. Третий крестьянин, Митрий Чиликин, в афише изображен как «нервный, беспокойный, торопится, робеет и разговором заглушает свою робость» [4, с. 14]. Прося отсрочить уплату денег за землю, он уверяет барина: «Уж это будь в на- дежде, себя заложим, а того не сделаем, чтоб как-нибудь, а скажем, как-никак, а чтобы, скажем, того… как должно» [4, с. 27–28]. С живой и образной народной речью контрастируют глупые и пошлые разговоры представителей дворянского сословия. Старший Звездинцев, желая показать свою «образованность», с увле- чением произносит имена «выдающихся» спиритов и медиумов: «…вот… Кру- госветлов… А Крукс? А Валлас?», «…Гросман будет… потом Капчич…», «Вы помните Юма?» и т. д. [4, с. 24–25]. Речь Вово, младшего Звездинцева, и его дру- зей, Коко (барона Клингена) и Петрищева, изобличает ничтожность их интересов и стремлений. Так, глупо звучат каламбуры Петрищева, коверкающего слова: «дрожки ножат», «поедем на редькотицию» и т. д. Когда же у него интересуются значением каламбура, он отвечает: «В том-то и штука, что ничего не значит!» [4, с. 34]. В речах дворян, увлеченных спиритизмом и «медиумическими» сеансами, писатель высмеивает мнимое просвещение. Комедия Л. Н. Толстого свободна от сцен, рассчитанных на внешнее развле- кательство, от проходных эпизодов, не связанных с основным сюжетом. Выстра- ивая композицию и шлифуя язык пьесы, писатель стремился к тому, чтобы форма произведения проясняла его содержание, наилучшим образом передавала автор- ский замысел. В комедии «Плоды просвещения», которая отличается ясностью и цельностью построения, все взвешено, каждая сцена служит определенной за- даче, что вполне соответствовало тем процессам, которые вели театральное ис- кусство к формированию так называемой «новой драмы». Литература 1. Завадский Ю. А. О философских драмах Шоу и современной театральной эстетике // Вопр. философии. 1966. № 11. С. 94. 2. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. Т. 35. М. : Худож. лит., 1950. 3. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. Т. 51. М. : Худож. лит., 1952. 4. Толстой Л. Н. Плоды просвещения : комедия в четырех действиях. М. : Детская литература, 1985. 5. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М. : Худож. лит., 1978.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=