МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

84 Г. С. Миронова, доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) «ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ» Л. Н. ТОЛСТОГО КАК «НОВАЯ ДРАМА» Комедия Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1890) создавалась в тот пе- риод, когда происходили сложные процессы становления «новой драмы», направленной на освещение в театре наиболее животрепещущих проблем того времени и давшей импульс к формированию новых способов сценического ис- кусства, нацеленных на убедительное воспроизведение того, что происходит в реальной жизни. «Новой драме» было уготовано «сорвать все маски и покровы с буржуазного общества» и «поставить перед читателями насущные вопросы со- временности» [1, с. 94]. Эти же проблемы интересовали и Льва Толстого. Пьеса «Плоды просвещения» была задумана как «домашняя комедия- шутка», постепенно выросшая до уровня социально-обличительного произведе- ния, в котором хитрость сообразительной горничной Тани, обманувшей барина, уходит на второй план, а «спиритическая» тема по мере развития сюжета усту- пает место изображению крестьянско-помещичьих отношений. Писатель осно- вательно выстраивал композицию комедии, чтобы как можно рельефнее передать идею произведения. По мнению Толстого, «театру нужно то, что просто и сильно, без завитушек…» [3, с. 13]. Все это служит основной цели раскрытия конфликта между народом и господами. М. Б. Храпченко отмечает, что в этой пьесе внима- ние Толстого сосредоточено на «сопоставлении людей разного общественного положения», что отражается на своеобразии ее композиции: количество персона- жей-дворян (пятнадцать) равно количеству действующих лиц из народа; образы трех крестьян противостоят образам трех молодых бездельников-дворян (Вово, Коко, Петрищев); энергичная и смекалистая горничная Таня противопоставлена избалованной дворянке Бетси; разговор Вово с родителем контрастен беседе Семена с отцом [5, с. 266]. Л. Н. Толстой многократно подчеркивал, что драматург способен «заставить каждое лицо говорить своим языком» [2, с. 270]. Этого правила писатель придер- живался и в комедии «Плоды просвещения». Так, в афише крестьяне Курской губернии, прибывшие в дом Звездинцевых, поименованы как «1-й мужик», «2-й мужик», «3-й мужик». Но такая отвлеченная форма обозначения героев не подразумевает их обезличивания, каждый из них обладает своим характером, привычками и манерой разговаривать. Первый крестьянин, Ефим Антонович, в списке действующих лиц описан так: «ходил старшиной, полагает, что знает обхожденье с господами и любит себя послушать» [4, с. 14]. Разговаривая со Звез- динцевым о покупке земли в собственность, он старается изъясняться привыч- ными для барина словами: «Так мир нас… и вполномочил, чтобы взойтить, значит, как полагается, через государственную банку с приложением марки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=