МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
82 ниям в обществе было неоднозначное: одни одобряли их; другие считали пош- лостью и глупостью. Одним словом, в высшем обществе обсуждались слухи, ко- торых было много в городе. На это указывает повторяющееся слово рассказы- вали . Говорили часто только для того, чтобы «передать остроумные слова, ска- занные Растопчиным» [7, с. 183], пошутить над происходящим. При этом про- странство угловой комнаты в клубе воспринимается как единое целое с про- странством гостиных московской знати, о чем вначале свидетельствует рассказ о высылке иностранцев из Москвы, а затем реплика Жюли Друбецкой («Вы ни- кому не делаете милости» [7, с. 183]), произнесенная в ее салоне, следующая по- сле ироничного повествователя о том, что Пьер затратил большие средства на своих ратников, и «что лучше всего в поступке Безухова то, что он сам оденется в мундир и поедет верхом перед полком и ничего не будет брать за места с тех, которые будут смотреть на него» [7, с. 183]. Далее общее раскрывается через детализацию, которая используется для ха- рактеристики Жюли Друбецкой. Описывая молодую женщину, автор обращает внимание на ее тонкие пальцы, покрытые кольцами, рассказывает, чем она зани- малась на прощальном вечере перед отъездом из Москвы. С одной стороны, ге- роиня демонстрирует, что богата, поэтому на руках ее много колец; с другой – что она патриотка, поэтому делает корпию для раненых: «<…> сказала Жюли Друбецкая, собирая и прижимая кучку нащипанной корпии тонкими пальцами , покрытыми кольцами » [7, с. 183]. С показным патриотизмом связано и то, какой язык использует героиня. В свете было принято решение по поводу использования французского языка: «В обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено гово- рить только по-русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, пла- тили штраф в пользу комитета пожертвований» [7, с. 184]. При этом выясняется, что Друбецкая не знает своего родного языка, говорит с ошибками и не хочет ничего в связи с этим делать: «<…> у меня нет ни денег, ни времени, как у князя Голицына, взять учителя и учиться по-русски» [с. 184]. Это не соответствовало действительности. Следует обратить внимание на то, что обсуждала хозяйка в своем салоне, когда французы подходили к Москве. Говорила о долгах Ростовых. Не по-доб- рому отзывалась о Наташе: «Натали опять похорошела и повеселела.<…> Как все легко проходит у некоторых людей!» [7, с. 185]. Автор обращает внимание на манеру общения героини с Пьером: « любезно улыбаясь », « хитро и насмеш- ливо переглянувшись с ополченцем», « хитро улыбаясь », « улыбаясь и махая кор- пией» [с. 184 – 186]. Это свидетельствует о равнодушии героини, ее жестокости, эгоизме, ограниченности, презрении к собеседнику. Итак, детализация имеет большое значение в раскрытии образной системы произведения. С одной стороны, через детали, раскрывающие содержание и вос- приятие растопчинских афишек, характеризуется состояние умов части общест- ва; с другой – через описание Жюли Друбецкой, разговоров, которые велись в ее салоне, представлены лжепатриоты, их психология во время Отечественной войны 1812 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=