МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
81 О. В. Ланская, учитель, кандидат филологических наук МОУ «Средняя школа № 14» (Липецк, Россия) МОСКВА В 1812 ГОДУ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»: РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТАЛИ Художественная деталь в тексте – «выразительная подробность произведе- ния, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, от- личающаяся повышенной ассоциативностью» [6, с. 267]. По мнению Л. В. Чер- нец, «детализация предметного мира в литературе не просто интересна, важна, желательна, – она неизбежна ; говоря иначе, это не украшение, а суть образа » [2, с. 288]. С точки зрения Е. С. Добина, деталь становится «стержнем психоло- гической характеристики» [4, с. 407], которая раскрывает образ героя. Подтвердим это, обратившись к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (том третий, часть вторая, глава XVII). Ключевым при определении пространства в данном фрагменте является слово Москва с семами 'судьба России', ' Отечест- венная война 1812 года'. Атмосфера в Москве в этот период определяется через использование слова афишки в значении «объявленiе на бумаге о какомъ либо зрелище, представленiи, сборище за деньги; иногда о продаже чего» [3, т. I, с. 30]. Определение растопчинские имеет семы 'Отечественная война 1812 года', 'деятельность Растопчина перед сдачей Москвы французам', 'принадлежность Растопчину, военному генерал-губернатору Москвы в 1812–1814 гг.»'. Данное определение в сочетании со словом афишки приобретает отрицательную конно- тацию. Содержание этих объявлений, а также рисунки на них не соответствуют действительности. Рассчитаны они были «на малограмотного обывателя, носили демагогический характер» [5, с. 425]. Л. Н. Толстой отмечает, что на верху этих объявлений был изображен питейный дом, воспринимающийся как центр про- странства. Само словосочетание питейный дом с семами 'безнравственное пове- дение' имеет отрицательную коннотацию, восходит к противопоставлению «дом / место для проживания – питейный дом / учреждение, непригодное для жизни». Героями афишек были целовальник и Карпушка Чигирин. Целовальник в Словаре В. И. Даля – это сиделец: «при казенной и откупной продаже вина, въ питейныхъ домахъ, кабакахъ» [3, т. IV, с. 578]. Данная лексическая единица обо- значает также продавца [3, т. IV, с. 578]: «Растопчинские афишки с изображе- нием вверху питейного дома, целовальника и московского мещанина Карпушки Чигирина » [7, с. 183]. В объявлениях говорилось, что Карпушка Чигирин, « ко- торый, быв в ратниках и выпив лишний крючок на тычке, услыхал, будто Бона- парт хочет идти на Москву, рассердился, разругал скверными словами всех французов, вышел из питейного дома и заговорил под орлом собравшемуся народу (курсив Л. Н. Толстого. – О. Л .)» [7, с. 183]. Именно эти афиши обсуждали в свете. Московское дворянство собиралось читать их «в клубе, в угловой комнате» [7, с. 183]. Отношение к таким объявле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=