МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
76 водил все звуки, какие издает паровоз на ходу. Засыпая, он думал, что куры в деревне давно спят, и это сознание общности с курами или паровозом да- вало ему удовлетворение» [2, с. 54]. Он сравнивает себя с ветром: «Я так же, как он, <…> я работаю хоть один день, а он и ночь – ему еще хуже» [там же]. Ю. И. Левин пишет, что Платонов одушевляет неодушевленное «именно для того, чтобы сообщить их существованию экзистенциальную тоску, безысход- ность и сиротство», «человек и природа экзистенциально связаны» [1, с. 396]. Саша видит природу живой, но она предстает напряженной, соответствуя душев- ному состоянию сироты. Мы наблюдаем отчетливую разницу в восприятии природного мира: Нико- ленька ощущает беззаботность, а сирота Саша, в силу жизненных обстоятельств, переживает кризис. Однако детские образы одинаково относятся к живому миру, устанавливая с ним тесную связь. Образ ребенка неотделим от образа взрослого. Детство Николеньки прохо- дит в окружении близких ему людей: отца, матери, учителя и няни. П. С. Попов отмечает, что «Толстой заставляет этих лиц жить, действовать, <...> приподнима- ется завеса над его внутренним миром» (миром ребенка) [3, с. 99]. Особое вни- мание обратим на Наталью Савишну, главной заботой которой была сначала мать Николая, а потом и он сам: «Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование» [6, с. 38]. Взрослое окружение Саши Дванова резко контрастирует с окружением Ни- коленьки: приемная семья Двановых, Захар Павлович, больная женщина. Суще- ственное значение в жизни Саши имеет Захар Павлович, взявший сироту к себе на попечение: «Дома его утешением был Саша» [2, с. 53]. Захар Павлович стал для Саши отцом, но иногда сам напоминал ребенка: «он с удивлением видел, что он не меняется и не умнеет – остается ровно таким же, каким был в десять или пятнадцать лет» [2, с. 45]. Герой Толстого находится в семейном доме, в то время как герой Плато- нова – в поисках родного уголка. Тем не менее авторы вводят образы взрослых, стоящих в одном ряду с образами родителей. Образ детства и мотив сиротства неразрывно связаны. Оба героя – Николай Иртеньев и Саша Дванов – становятся сиротами. В. В. Савельева подчеркивает, что в творчестве Толстого устанавливается «важная для него связь между миром сна и темой смерти» [4, с. 129]. Повесть «Детство» начинается со сна Нико- леньки: «будто maman умерла и ее несут хоронить. Все это я выдумал, потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь» [6, с. 4]. Выдуманный сон Николеньки носит предсказательный характер, так как «Детство» заканчива- ется именно ее смертью. Смерть матери – ключевое событие, переход от детст- ва к отрочеству. В первом своем сне Саша видит отца: «Не теряя памяти, что на дворе жарко, что стоит длинный голодный день и что его ударил горбатый, Саша видел отца на озере во влажном тумане: отец скрывался на лодке в мутные места и бросал оттуда на берег оловянное материно кольцо» [2, с. 38]. И. А. Спиридонова рас- сматривает этот эпизод «как трансформацию обряда детского «пострига», быто- вавшего в Древней Руси», символизирующего своеобразный обряд инициации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=