МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

75 А. С. Кузнецова, студент V курса института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия) Научный руководитель – кандидат филологических наук Т. В. Ушакова ОБРАЗ ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И А. ПЛАТОНОВА (на материале трилогии «Детство. Отрочество. Юность» и романа «Чевенгур») Произведения Льва Николаевича Толстого и Андрея Платоновича Плато- нова наделены чертами уникальной общности. Детство – один из центральных образов в творчестве обоих писателей. В данной статье на основе сопоставления произведений двух авторов – три- логии «Детство. Отрочество. Юность» и романа «Чевенгур» – предпринята по- пытка продемонстрировать специфические черты образа детства в творчестве Толстого и Платонова. Мы предполагаем, что в романе «Чевенгур» наиболее четко прослеживаются основные толстовские традиции и мотивы, связанные с образом детства. В литературном наследии трилогия Толстого занимает особое место. Детст- во в лице Николеньки Иртеньева становится ключевым образом, проходящим по всей трилогии автора (мы имеем в виду, что детские переживания героя влияют на его дальнейшее становление). В творчестве Толстого деталь имеет решающее значение. Детальное описа- ние позволяет проследить за тем, как мир природы сливается с внутренним ми- ром ребенка. Хорошей иллюстрацией к вопросу о природе в жизни ребенка мо- жет служить VII глава повести «Детство»: «Говор народа, топот лошадей и телег, веселый свист перепелов, жужжание насекомых, <…> запах полыни, соломы и лошадиного пота, тысячи различных цветов и теней <…> – все это я видел, слышал и чувствовал» [6, с. 23]. Николай забывает о главной цели выезда – охоте на зайцев. Так, засмотревшись на бабочку, он упустил животное: «Я положил го- лову на обе руки и с удовольствием смотрел на нее» [6, с. 25]. Природа его гла- зами – живая, она наполнена детскими впечатлениями самого ребенка, она же смещает фокус внимания мальчика. В своей статье Толстой пишет, что ребенок «близок к неодушевленным существам – к растению, к животному, к природе, которая постоянно представляет для нас ту правду, красоту и добро, которых мы ищем и желаем» [7, с. 287]. В романе «Чевенгур» сирота Саша Дванов чувствует глубокую привязан- ность к природе и предметному миру: «Саша воображал себя паровозом и произ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=