МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
64 переживаниях пишет взрослый пятидесятитрёхлетний писатель, основным сред- ством создания образа становится ирония. Ваня наделяет Толстого «благород- ным чувством снисхождения » [3, с. 154] к начинающему «гимназисту-писа- телю» [3, с. 154], прозрением, всепонимающим, «проникающим в душу взгля- дом» [3, с. 155]. При этом воображаемый портрет Толстого вполне реалистичен: «он, по обыкновению, в суконной блузе, подпоясанной ремешком» [3, с. 154]; его «мохнатые брови насуплены» [3, с. 154]; его жесты «аристократически плавны» [3, с. 154]. Ваня представляет интерьер комнаты Толстого: «на бархат- ных стенах всюду классические картины, портреты гениев и мраморные бюсты мудрецов» [3, с. 156]. Реальность разбивает мечты юного писателя: от дворника он узнаёт, что Толстого нет в Хамовниках: «Нету их, в Ясной они, там для их дела поспокойней . И графиня не велит таких бумаг принимать, не беспокоить чтобы» [3, с. 159]. В завершение огорчений Ваня получает удар мокрым снежком в лицо и бредёт «пустынным переулком, к Москва-реке» [3, с. 160]. «Так я и не повидал Толстого. Не повидал и после» [3, с. 160], – так завер- шает свой рассказ И. С. Шмелёв. Литература 1. Глухих А. Н. Языковые средства создания образа исторической личности в романах Р. М. Зотова и Б. Акунина : дис. … канд. филол. наук. Киров, 2017. 2. Кириллова О. Ю., Ушакова О. В., Яковлева А. С. Средства создания об- раза персонажа в художественном произведении (на примере романа Ильдико фон Кюрти «Тариф на лунный свет») // Вестн. ЧГПУ имени И. Я. Яковлева. 2018. № 3. С. 63–69. 3. Шмелёв И. С. Воспоминания. М. : Синопсисъ, Николин день, 2021.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=