МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

62 М. Ю. Барабанова, доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО В АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ И. С. ШМЕЛЁВА Согласно существующему в современной лингвистической науке понима- нию художественного образа, он представляет собой «совокупность умствен- ных, эмоциональных и физических качеств, которые выражаются через его порт- рет, поступки и речь» [2, с. 64], причём автор может как сам непосредственно характеризовать его, так и «позволить сделать это другим действующим лицам» [2, с. 64]. К основным средствам создания образа персонажа относят «мировоз- зрение, манеры и привычки героя, принадлежащие ему вещи и окружающие предметы, речевую характеристику» [1, с. 13–14]. Именно этими способами пользуется И.С. Шмелёв для создания образа Л. Н. Толстого в двух автобиографических рассказах, имеющих почти одинаковые нарочито наивно-автобиографические названия: «Как я узнавал Толстого» (1927 г.) и «Как я ходил к Толстому» (1936 г.). Рассказы перекликаются и по содержанию, и (отчасти) по составу действующих лиц, и, конечно, по образу того, ради кого, собственно, они написаны – по образу Л. Н. Толстого. Но ни в одном из рассказов Л. Н. Толстой не является действующим лицом – он лишь незримо присутствует. В рассказе «Как я узнавал Толстого» 2 смысловые части. В первой малень- кий, восьмилетний ещё, Ваня узнаёт о Толстом от «парильщика Ивана Хромого» [3, с. 127]: парильщик, зная, что Ваня любит читать, даёт ему книжку графа Толс- того «Чем люди живы». Ване становится интересно послушать, что говорят «про графа» [3, с. 129], и мальчик узнаёт, что граф этот очень странный: « сам ходит за водой» [3, с. 129], «одевается по-деревенски , в полушубок и валенки, а живёт в собственном доме и богач страшенный » [3, с. 129]; его дворник и лакей ходят мыться в бани «дворянские» , а «с а м» (разбивка авторская) – «за пятак, в «про- стые» » [3, с. 129]; «любит попариться; но только нипочём никого не допустит спину потереть, а всё сам !» [3, с. 130]. Характеристика Толстого дана простыми людьми, которых удивляет несоответствие статуса и поведения графа, и они де- лают вывод: «может, в святые хочет выйтить» [3, с. 130]. Чуть позже разговор с лавочником Соколовым, торгующим книгами (чело- веком, следовательно, несколько более образованным), подтверждает первые Ванины сведения о Толстом: действительно, граф «большой чудак » [3, с. 131], потому что « чудит »: «не желает быть графом, а ему не дозволяют» [3, с. 131]; « умнеющий человек! Да все умнеющие всегда чудаки » [3, с. 132]. У маленького Вани есть и личные впечатления о Толстом – от чтения рас- сказа «Чем люди живы» « печально …стало» [3, с. 131], а от рассказа «Три

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=