МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

57 история целого года жизни улья, его основные этапы: образование и отлёт роя, основание нового поселения, рождение, полёт молодых цариц, вылет трутней, избиение трутней и возвращение к зимней спячке. В версии истории улья с точки зрения рабочих пчел очень много терминов и понятий, связанных с организацией жизни улья: леток, роение, перга, воск, детва, что свидетельствует об описании и оценке деятельности пчёл, близкой авторской. Прецедентная картина мира второй версии оказывается незыблемой: «Трутни все были уничтожены, но улей не только не погиб, но в самом цвету- щем состоянии приготовился к зиме. Наступила зима, пчелы затихли, сели на места, поддерживая тепло в детях, и дожидались опять весны и опять радости жизни» [8, с. 324]. Первичный нарратор второй версии уничтожает весь пафос первой. Исходя из его точки зрения, выстраивается жизнеутверждающий финал и даётся автор- ская оценка событий. Несмотря на выявленные художественные эксперименты Л. Н. Толстой остаётся автором, представляющим монологический художественный мир. При- ведём известное суждение М. М. Бахтина: «Мир Толстого монолитно монологи- чен; слово героя заключено в твердую оправу авторских слов о нем. В оболочке чужого (авторского) слова дано и последнее слово героя; самосознание героя – только момент его твердого образа и, в сущности, предопределено этим образом даже там, где тематически сознание переживает кризис и радикальнейший внут- ренний переворот («Хозяин и работник»)» [1, с. 53]. В итоге первичный нарратор высказывает излюбленные мысли автора на идеальную организацию жизни человеческих институтов (по модели пчелиного роя), на разумность, продуманность его устройства. Мечтает о сообществе лю- дей, которое будет построено на законах любви, добра, правды и справедливости. Нарратологический анализ позволяет провести жанровую идентификацию данного повествования, которое относится к протолитературному нарративу – притче. В рассказе «Две различные истории улья с лубочной крышкой» прочи- тывается евангельская притча о хозяине и работнике, реализованная во многих поздних произведениях Л. Н. Толстого – например, «Хозяин и работник» (1895), «Алёша Горшок» (1905). Однако если для жанровой формы притчи характерна императивная картина мира, то в рассматриваемом тексте наблюдается трансформация – притча с пре- цедентной картиной мира. При этом – в первой версии доминирующим является этос (тип жизненной позиции) желания, а во второй – долженствования. Читатель оказывается в ситуации ценностного выбора между представленными альтерна- тивами: миры тружеников и аристократов, привыкших к праздности и тунеяд- ству; индивидуализма («я» для себя) и альтруизма («я» для других). Ценностным вектором «роевой» жизни является долг, ответственность за «другого». Таким образом, в ходе исследования мы приходим к следующим выводам. Для повествовательной техники рассказа-притчи « Две различные версии исто- рии улья с лубочной крышкой» характерны: изменение притчевой конструкции с императивной на прецедентную картину мира; вариативность / множествен- ность точек зрения на изображенные события; различные нарративные стратегии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=