МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

54 Е. В. Абрамовских, профессор кафедры литературы, журналистики и методики обучения Самарский государственный социально- педагогический университет (Самара, Россия) НАРРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЗДНЕГО Л. Н. ТОЛСТОГО Притчевая нарративная стратегия является доминирующей в творчестве позднего Толстого и отражает специфику художественного мира писателя. Существует фундаментальная исследовательская традиция, опирающаяся на изучение религиозных, философских, нравственных исканий Л. Н. Толстого, отразившихся в художественных и публицистических произведениях позднего периода. Это работы Э. Г. Бабаева, Б. И. Бурсова, Г. Я. Галаган, Н. Н. Гусева, Э. Е. Зайденшнур, Г. Н. Ищука, Е. Н. Купреяновой, Е. А. Маймина, Е. В. Николае- вой, Н. Д. Опульской, М. Б. Храпченко, М. Эйхенбаума и др. Однако исследование специфики нарративной организации произведений позднего Л. Н. Толстого не становилось объектом самостоятельного изучения. В произведения Л. Н. Толстого позднего периода («Две различные истории улья с лубочной крышкой», «Алёша Горшок», «Хозяин и работник») намечены автор- ские тенденции к обновлению жанровых возможностей притчи. Предпринятое исследование позволит иначе посмотреть на идею монологического типа письма в контексте творчества позднего Толстого (многоголосие, вариативность), став- шего первооткрывателем ряда художественных исканий литературы неклассиче- ской парадигмы художественности. Рассмотрим особенности притчевой нарративной стратегии на примере рас- сказа Л. Н. Толстого «Две различные истории улья с лубочной крышкой». Текст рассказа Л. Н. Толстого «Две различные истории улья с лубочной крышкой» (1900) относится к числу незаслуженно обойденных вниманием ис- следователей. Рассказ не печатался при жизни Л. Н. Толстого без купюр. Первая публикация была осуществлена в издании «Посмертные художественные произ- ведения» (Берлин, 1912, издательство «Свободное слово»). В том же году в Моск- ве В. Г. Чертков предпринял издание «Посмертных художественных произведе- ний Л. Н. Толстого», но уже с цензурными купюрами, которые сохранялись до «Полного собрания художественных произведений Толстого», изданных Ленин- градским отделением Государственного издательства (1928–1958). В последнем текст рассказа публиковался в разделе «Неопубликованное, неотделанное и не- оконченное» [8]. Б. М. Эйхенбаум в комментариях к «Полному собранию сочинений» указы- вал, что Толстой писал «Историю улья» на обороте листа с текстом статьи «Рабство нашего времени» [13, с. 591–592]. Поскольку известно, что над «Раб- ством нашего времени» писатель работал в 1900 г., автограф с окончанием «Ис- тории улья» датируется тем же годом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=