МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

51 Поездка Сергея Михайловича с Машей в Петербург, знакомство с новым светом сильно повлияло на ее мировоззрение. «Я так была отуманена этою, внезапно возбужденною, как мне казалось, любовью ко мне во всех посторонних, этим воздухом изящества, удовольствий и новизны…Я испытывала новое для себя чувство гордости и самодовольства, когда, входя на бал, все глаза обраща- лись на меня…» [4, с. 124]. Конечно, Маше нравилось отношение к ней других людей. Они восхищались ею. Чувство героини к мужу стало отвлечённым. Очень напряженно Толстой изображает сцену ссоры супругов. Чувства ге- роини писатель передает так: «Я никогда не видала и не ожидала видеть его та- ким; кровь прилила мне к сердцу, я боялась, но вместе с тем чувство незаслужен- ного стыда и оскорбленного самолюбия волновало меня, и мне хотелось ото- мстить ему» [4, с. 128]. В этих словах читатель видит эгоизм, стремление утвер- дить значимость только собственных чувств. После ссоры отношения между су- пругами изменились, они перестали быть чистыми и искренними, как в той сцене, когда разделяемое обоими чувство объединяло обоих за вечерними молит- вами. Этот разрыв ощущался обоими: «Как будто мы оба чувствовали, в каком месте была пропасть, отделявшая нас, и боялись подходить к ней» [4, с. 131]. Удивительно, что в романе «Семейное счастие» описательно не представлен материнский опыт Маши. Рождение детей не преобразило ее внутренней жизни. Толстой так передает материнские чувства: «Первое время материнское чувство с такою силою охватило меня и такой неожиданный восторг произвело во мне, что я думала, новая жизнь начнется для меня; но через два месяца, когда я снова стала выезжать, чувство это, уменьшаясь и уменьшаясь, перешло в привычку и холодное исполнение долга» [4, с. 133]. Эпитет «холодное» особенно обостряет двойственное положение самой Маши. В конце романа с героиней случился еще один важный психологический кризис. «Вся та же и я, но нет во мне ни любви, ни желания любви. Нет потреб- ности труда, нет довольства собой. И так далеки и невозможны мне кажутся прежние религиозные восторги и прежняя любовь к нему, прежняя полнота жизни. Я не поняла бы теперь того, что прежде мне казалось так ясно и спра- ведливо: счастие жить для другого. Зачем для другого? Когда и для себя жить не хочется?» [4, с. 142]. В жизни каждого человека наступает момент, когда он разочаровывается в прежних идеалах. У Толстого множество героев переживают подобное. И Маша не стала исключением. Кольцевая композиция романа позволяет героине вернуться в родной дом в Покровском. Значимые детали интерьера (те же комнаты, те же цветы в саду, то же старое фортепьяно), органично побуждают её начать откровенный разговор с мужем, являющимся идейно-кульминационным эпизодом романа. Сергей Ми- хайлович сказал Маше: «В каждой поре есть своя любовь» [4, с. 147]. И далее: «...вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того чтобы вер- нуться к самой жизни…» [4, с. 148]. Вздором жизни Сергей Михайлович назвал все то, что важно для женщины на каждом этапе, то, что позволяет психологиче- ски зреть. Понимая противоречивый характер супруги, он принимает произошед- шие в ней изменения. Он мудрый муж, поэтому позволил своей супруге пройти свой путь. Лев Николаевич показал, что Маша все-таки пришла к принятию себя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=